Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? - ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ - 2 класс
Задачи урока: систематизация представлений школьников о роли музыки в жизни, духовно-нравственном развитии человека; актуализация впечатлений учащихся о музыкальных жанрах, языке, особенностях стиля русских композиторов; подготовка к презентации мини-исследований; выявление уровня качества исполнения песен, разного рода импровизаций, драматизаций, инсценировок как итога музыкальных занятий во II классе.
“Мир композитора”. Рассматривая обобщающий разворот в учебнике, важно, чтобы учащиеся не только вспоминали произведения различных музыкальных жанров, но и попытались осознать (почувствовать и понять) своеобразие музыкальной речи каждого из композиторов. Пусть дети вместе с учителем попробуют обобщить особенности музыкального “почерка” П. Чайковского, С. Прокофьева.
Здесь вновь целесообразно вспомнить вальсы и марши из “Детского альбома” и “Детской музыки”, вслушаться в мелодии, всмотреться в нотную графику и обратить внимание на особенности мелодических линий этих произведений (см. рабочую тетрадь). Широкий разброс мелодии С. Прокофьева и плавные, как бы закруглённые, мелодии П. Чайковского, для которых характерно поступенное движение, часто встречающиеся опевания, которые придают особую мягкость музыке.
Чем больше разнообразных сопоставлений проведёт учитель вместе с детьми (“Утро”, “Прогулка” С. Прокофьева и “Утренняя молитва” П. Чайковского, “Вечер” С. Прокофьева и “В церкви” П. Чайковского, фрагменты из симфонической сказки “Петя и Волк” и Концерта № 1 для фортепиано с оркестром), тем ближе им станет музыка этих композиторов. В дальнейшем, даже при встрече с другими, ещё незнакомыми произведениями этих авторов, дети будут воспринимать музыку как знакомую. У них будет воспитываться чувство стиля, так необходимое для восприятия искусства, а также в творчестве и в жизни вообще.
Закрепить представления учащихся о деятельности композитора, исполнителя, слушателя поможет выполнение заданий в рабочей тетради.
“Могут ли иссякнуть мелодии?”. Заключительный вопрос выводит учащихся на размышления о бесконечном разнообразии музыки, выражающей всё богатство оттенков чувств и мыслей человека.
Эта тема может стать поводом для начала работы над мини-проектами учащихся (начиная со второго полугодия), защита лучших из которых может состояться на заключительном уроке-концерте.
Подготовка к этому концерту становится одним из факторов мотивации художественной, учебно-познавательной деятельности учащихся, формирования личностного отношения к музыкальному искусству. Тем самым, активно формируются универсальные учебные действия (см. в конце книги) и путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта увеличивается стремление детей к саморазвитию и самосовершенствованию.