Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Опера «Иван Сусанин» - РОССИЯ — РОДИНА МОЯ - 3 класс
Задачи уроков: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, истории России на примере знакомства с фрагментами героико-патриотической оперы “Иван Сусанин” М. Глинки; формирование представлений о музыкальном искусстве как воплощении красоты и жизненной правды; формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность и умения размышлять о музыкальных произведениях и выражать своё отношение в процессе исполнения, драматизации отдельных музыкальных фрагментов.
Опере М. Глинки “Иван Сусанин” (“Жизнь за царя”) посвящены два разворота учебника: “Родина моя! Русская земля...” и “Да будет во веки веков сильна...”.
Музыка оперы предстаёт перед слушателями прежде всего, как характеристика русского народа, Русской земли. Учащиеся смогут представить себе героев, персонажей оперы, определить место и время действия по одним мелодиям без слов. Подсказкой им будет широкий, распевный, мужественный характер мужского хора (“Родина моя”) и игровой, плясовой колорит темы женского хора (“На зов своей родной страны”). После этого учитель может сказать, что прозвучали мелодии из оперы “Иван Сусанин” Михаила Ивановича Глинки (1804—1857), затем рассказать о событиях, которые были положены в основу оперы, и предложить учащимся выучить отдельные темы оперы, отдельные сцены, например, встречу русских воинов-ополченцев девушками.
В рабочей тетради для III класса (с. 20—21) учащимся предлагается выучить мелодии по нотной записи, представить себя в роли дирижёра оперного спектакля и продирижировать этой сценой. Всё это поможет разыграть фрагмент музыкального спектакля — оперы в классе.
Мальчики, которые будут исполнять роли воинов, возвращающихся после боя, запевают. При разучивании хора воинов обратите внимание исполнителей на то, что сначала музыка звучит спокойно, тихо, голос запевалы слышен как бы издалека (как будто из-за сцены), постепенно звучание становится всё громче — они приближаются. Особенно ярко, с воодушевлением должна прозвучать третья строфа: “Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!” — слова, которые надо петь как клятву.
Навстречу воинам выходят девушки. Об этом учащиеся сразу догадаются, услышав музыку (совсем иное звучание — оркестр играет лёгкую, подвижную, радостную мелодию). Затем вновь звучат мужские голоса: “Всех, кто в смертный бой шёл за край родной, вечно помнить будет Русь” — это обращение к тем, кто остался верен Родине перед лицом смерти. • Как изменилась мелодия? Несомненно, учащиеся услышат в этой теме скорбь о погибших. Тема звучит в миноре, сдержанном и суровом, полном силы и мужества. Тем ярче ощущается контраст с женским хором. Девочки (крестьянские девушки) ещё за сценой спешат приветствовать мальчиков (ополченцев): “На зов своей родной страны идут её сыны. Золотую брагу, хлеб и мёд преподносит вам народ”.
Учащиеся вспоминают, как по русскому обычаю встречают гостей, и определяют, какой момент будет самым подходящим для того, чтобы преподнести хлеб-соль воинам.
После того как учащиеся выучат мелодии мужского и женского хоров и послушают интродукцию ещё раз, окажется, что, когда девушки появляются, их тема звучит только в оркестре, а потом они начинают петь и, приближаясь к воинам, преподносят им с поклоном хлеб. Во время звучания оркестра воины продолжают идти, поют куплет за куплетом, и каждый из них звучит по-особому.
Целесообразно выучить со всем классом и завершающую тему “Беда неминучая врагам!”, которую как грозное предостережение исполняет весь хор. Так, несколько разных, но взаимосвязанных тем отражают русский характер: это и широкая, певучая мелодия воинов “Родина моя...”, и радостная мелодия девушек, и энергичная, решительная маршевая тема.
Последнюю тему интересно сопоставить с ответом Ивана Сусанина полякам: “Велик и свят наш край родной. Встаёт земля на подвиг свой...” В учебнике предлагается сравнить этот музыкальный ответ врагам Сусанина из оперы М. Глинки с поэтическим ответом Сусанина из стихотворения К. Рылеева. В основе обоих ответов лежит одна идея — любовь к родной земле, к Отчизне, но смысл становится значительно глубже, слова приобретают новые оттенки, новое качество, когда звучат с музыкой. Уверенно, строго и величественно исполняет мелодию Сусанин, и мы испытываем те же чувства, что и он, — гордость, силу, уверенность...
Сравнение этой темы с темой хора “Славься!” позволит учащимся услышать их интонационное родство, за которым стоит общая основная мысль оперы: через подвиг Сусанина — к победе над врагом и всенародному торжеству. Эти темы желательно спеть учащимся с ориентацией на нотную запись в учебнике и для большей убедительности и наглядности выписать их на доске в одной тональности:
Пусть учащиеся попытаются определить самостоятельно, на слух и в нотной записи, в чём сходство и различие этих тем. Фактически это одна и та же мелодия. Но хор “Славься!” — торжественный гимн, а ответ Сусанина — широкораспевная мелодия, полная внутреннего достоинства, неспешности, единой линии развития.
Обратившись к образовательным ресурсам Интернета, учащиеся могут самостоятельно провести мини-исследование: просмотреть видеофрагменты оперы; познакомиться с историей создания, кратким содержанием всей оперы, выдающимися исполнителями, эскизами декораций. Это поможет подготовиться к эскизному исполнению (драматизации) вступительной сцены из оперы. Исследовательская деятельность с использованием ИКТ осуществляется учащимися во внеурочное время. Это задание (повышенной трудности) выполняется индивидуально и по группам с учётом желаний и возможностей учащихся. Для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся послужат: мера участия в планировании (“режиссёрской” разработке) сценария и предложениях по оформлению спектакля в процессе совместной деятельности на уроке; особенности взаимодействия учащихся при пении по группам; взаимооценка исполнения, оценка выполнения индивидуальных заданий, связанных с проектной деятельностью.
В качестве долговременного проекта возможна стать подготовка (совместно с другими учащимися школы) к постановке ключевых сцен оперы как обобщающего художественного события в школе.
На следующем уроке детям предлагается послушать и спеть хор “Славься!” из финала оперы. Учащимся будет интересно узнать, что под звуки этого хора 24 июня 1945 г. из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Г. Жуков, командующий Парадом Победы. Обратите внимание учащихся на то, что звучание заключительного хора оперы напоминает звучание канта, имеет гимнический характер, усиливает торжественность, праздничность происходящего. Если подчеркнуть голосом каждую сильную долю, то возникает ощущение колокольности, которую дети могут подчеркнуть движением рук. Звучание настоящих колоколов учащиеся услышат в записи — в эпилоге оперы. Так люди славят своих героев, которые отдали жизнь за свободу Родины. Один из них — Иван Сусанин.
Знакомство с арией Сусанина можно начать с определения песенного характера главной мелодии, исполненной без слов на фортепиано. Важно, чтобы ребята по самой музыке почувствовали серьёзность, сосредоточенность настроения и передали этот характер размышления в своём исполнении сначала без слов (поют как вокализ), затем со словами. Необходимо создать атмосферу для вдумчивого вслушивания в музыку. Для этого учитель рассказывает о подвиге Сусанина и просит учащихся ответить после прослушивания арии на вопрос: “Как композитор передал душевное состояние человека, готового идти на смерть во имя спасения Родины?” Несомненно, школьники отметят мужественную сдержанность музыки, её суровые и в то же время скорбные краски, выразительность звучания низкого мужского голоса (баса), исполняющего арию. Ярким показателем того, насколько ребят захватила музыка, станет тишина, возникшая после её слушания, минуты внутреннего сосредоточения учащихся, когда они глубоко сопереживают музыке.
При разучивании мелодии арии со словами следует обратить внимание на распевы, которые роднят её с русскими народными песнями, придают ей протяжность, особую взволнованность. Ориентация на нотную запись поможет более точному исполнению распевов и ритмического рисунка.
Для более глубокого восприятия музыкального образа у учащихся важно развить умение устанавливать по сходству и различию его интонационные связи с другими образами. Так, в учебнике перед детьми — задания и вопросы на сравнение таких фрагментов из оперы, как ответ Сусанина полякам и хор “Славься!” (о чём было сказано выше); хора “Вставайте, люди русские!” из кантаты “Александр Невский” С. Прокофьева с арией Сусанина и хором “Славься!”.
И хор из кантаты, и хор из оперы сопровождает звучание колоколов. Однако в первом случае — это тревожный, набатный колокол, во втором — праздничный, радостный колокольный звон. (Первая встреча с колокольными звонами произошла во II классе, когда учащиеся знакомились с темой “Великий колокольный звон” в разделе “О России петь — что стремиться в храм”.)
Хор “Славься!” звучит в куплетной форме, передающей торжество, ликование. • Но только ли радость звучит в финале? Неожиданным и вместе с тем оправданным контрастом звучит тема скорби и печали — память о погибших (“Всех, кто в смертный бой...”). Учащиеся могут напеть эту мелодию сами, ориентируясь на нотную запись в учебнике или в рабочей тетради (фрагмент интродукции). Ещё один важный момент для сравнения: контраст образов, построенных на единой интонационной основе. Например, нисходящий звукоряд (“Настало время моё” из арии Сусанина и “Вспомним, братцы, Русь и славу” из русской народной песни) или интонация плача и призыва соответственно (“Ты взойдёшь, моя заря” и “Вставайте, люди русские!”).
Поиски сходства и различия между отдельными интонациями, частями, музыкальными сочинениями в целом, неожиданное выявление каких-либо противоречий, контрастов, осознание логики их сопоставления обостряют внимание детей, будят их мысль, влекут за собой активный интерес к музыке.