Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. Родной обычай старины. Светлый праздник - О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ - 4 класс
Задачи уроков: дать представление о религиозных праздниках и народных традициях их проведения; способствовать пониманию характера исполнения народных и духовных песнопений, познанию особенностей мелодики, ритма в таких жанрах, как стихира, величание, тропарь, в процессе сравнения музыкальных образов народных и церковных праздников и умению выражать своё отношение в процессе исполнения песен и песнопений.
На этих страницах учащиеся знакомятся с самым главным праздником всех христиан — Пасхой Христовой.
Этот день не входит в число двунадесятых праздников, так как по своему смыслу он выше, значительнее их. Поэтому церковь именует его “праздников праздник и торжество из торжеств”. Воскресение из мёртвых Иисуса Христа — величайшее событие евангельской истории. Умерший на кресте и погребённый Иисус Христос воскресает на третий день, своей смертью “попирает смерть”, утверждая своим воскресением возможность людского спасения от смерти и тления. Но, как гласит церковная история, в субботу Христос спускается в ад, чтобы вывести оттуда праведных людей, живших до его рождения. Первыми он выводит Адама и Еву — первых людей на Земле. Именно им он протягивает руки на иконе “Воскресение”.
Самым главным и в то же время самым простым и доступным песнопением Пасхи является тропарь. Он исполняется всеми присутствующими в храме — священниками и прихожанами. В пасхальном тропаре всего три звука. Тропарь может исполнить каждый. Он звучит радостно, ликующе, призывно.
“Ангел вопияше”. Пасхальное песнопение “Ангел вопияше” рассматривается в сопоставлении с величанием и русскими народными песнями. В учебнике предлагается изображение древней фрески “Ангел”.
Молитва “Ангел вопияше” в учебнике разбирается очень подробно. Более того, она представлена и в хрестоматии, и на компакт-диске. Хотелось бы внести лишь одно уточнение: эта молитва исполняется в храмах только 40 дней — в период от Пасхи до праздника Вознесения. По уставу в другие дни её исполнять не положено.
Слушая эту молитву, положенную на музыку в XX в. композитором Павлом Григорьевичем Чесноковым (1877— 1944), проникаясь её стройностью, красотой гармонии и отрешённостью от быта и сопоставляя её с древней фреской “Ангел”, можно подвести учащихся к мысли, что для настоящего искусства не существует понятия времени. В сознании учащихся не только соединяются мелодия XX в. и фреска XIII в., но и осмысливается идея, что “нет больше той любви, чем положить жизнь свою за други своя” (Евангелие от Иоанна).
Уже знакомая детям музыка хора “Богородице Дево, радуйся”, который является частью “Всенощного бдения” С. Рахманинова (композиция из 15 песнопений), близка народным лирическим песням, она необыкновенно красива, поэтична, благоговейна. Хотелось бы сравнить хор С. Рахманинова с величанием и с пасхальным песнопением “Ангел вопияше”. Помочь в этом может только интонационная работа: пусть учащиеся споют слова “радуйся” и “величаем” и найдут общие интонации. Церковные распевы поют все стоящие в храме прихожане, и потому они проще, доступнее. Этот нехитрый вывод следует подтвердить конкретными примерами звучащей музыки.
Предлагается по нотной записи пропеть слово “радуйся” и обратить внимание на то, как оно поётся.
“Родной обычай старины”. Разворот посвящён празднованию Пасхи в русских деревнях и сёлах. Спозаранку на праздник Пасхи выходит деревенский люд на пригорки, ребята залезают на крыши и колокольни любоваться игрой красного солнышка.
Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко.
Едут господа-бояре
К тебе в гости во двор
На пиры пировать,
Во столы столовать.
Для удобства разучивания народной песни “Не шум шумит” желательно обратиться к рабочей тетради (с. 10—11), на страницах которой дан полный текст этой песни. Там же предлагаются вопросы к учащимся на сравнение обрядов Рождества, Пасхи и игровых песен русского народа.
“Светлый праздник”. Не только особые церковные песнопения звучали в Светлую пасхальную неделю: вечером в концертных залах можно услышать музыкальные произведения, написанные специально для этого торжественного дня. У Н. Римского-Корсакова есть симфоническое произведение “Светлый праздник”. Мелодия пасхального тропаря звучит в предлагаемом в фонохрестоматии фрагменте четвёртой части сюиты С. Рахманинова для двух фортепиано “Светлый праздник”. Звучание регистров, которые использует композитор, ассоциируется со звучанием колокольного звона. Вот как рассказывал об этом сам композитор:
“Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивавшимися большими колоколами Новгородского Софийского собора, которые я часто слышал, когда бабушка брала меня в город по праздничным дням. Звонари были артистами. Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окружённые непрестанно меняющимся аккомпанементом... Несколько лет спустя я сочинил сюиту для двух фортепиано в четырёх частях...”
Выполнение заданий в рабочей тетради на с. 12—13 поможет закрепить знания учащихся о творчестве отечественных композиторов, о музыкальных произведениях, в которых звучат колокольные звоны.
Подводя итог этому разделу, необходимо отметить разностилевую окраску входящих в него музыкальных произведений. Поэтому не следует изучать этот материал единовременно.
Целесообразно распределить его на весь учебный год, приблизительно по одному уроку в каждой четверти, например:
1) “Молитва” Ф. Шуберта и “Молитва” С. Рахманинова в сопоставлении с “Молитвой” П. Чайковского из “Детского альбома”;
2) Богородица — символ материнства;
3) праздники православной церкви: Рождество, Вербное воскресенье, Пасха, Троица. Можно приурочить к их празднованию по православному календарю;
4) образы русских святых как отдельная тема и единая патриотическая воспитательная линия;
5) “колокольность” в русской музыке, произведения с подлинным и имитационным звучанием различных оттенков колокольных звонов.