Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо - В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ - 4 класс
Задачи уроков: продолжение знакомства детей с музыкальными инструментами (виолончель), со знаменитыми музыкантами-исполнителями, музыкальными жанрами (ноктюрн) и формами (вариации); накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки отечественных композиторов; сравнительным анализом музыки и живописных полотен.
Разворот “Музыкальные инструменты” посвящён уже знакомому учащимся музыкальному инструменту — скрипке и новому — виолончели. Глядя на картину “Деревенские музыканты” старинного мастера А. ван Остаде, можно услышать тёплое, мягкое, задушевное звучание виолончели. Этот инструмент наряду с двумя скрипками и альтом входит в состав струнного квартета.
Знакомя учащихся с одним из самых знаменитых произведений А. Бородина — “Ноктюрном” из Квартета № 2, можно предложить им проследить за тем, как главная мелодия пьесы, повторяясь, звучит в исполнении разных струнных инструментов, в том числе виолончели — инструмента с самым низким, бархатистым, звучным тембром.
Предлагаем вопросы к учащимся, которые могут углубить понимание ими образного строя “Ноктюрна” — произведения, которое композитор посвятил своей жене и другу, прекрасной пианистке Екатерине Сергеевне Бородиной.
• Какое состояние души передаёт “Ноктюрн”? • Какие чувства вызывает эта музыка у нас — слушателей? • Какими средствами музыкальной выразительности композитор подчёркивает жанр ноктюрна? • В каком выразительном соотношении находятся мелодия и аккомпанемент? • Что усиливает пейзажность ноктюрна? • Можно ли сравнить мелодию с выразительной речью? • В чём сходство и различия словесного высказывания и данной музыкальной темы? • Это рассказ о чём-то, внутренний монолог, воспоминание, задушевная беседа или что-то другое?
Послушайте мелодию, которая прозвучит на фортепиано без украшений (мелизмов). • Что в ней изменилось? • Какие черты исчезли? • Какой колорит — русский или восточный — придают мелодии эти короткие звуки, как бы оплетающие чудным узором основную мелодию? Вслушайтесь в звучание аккомпанемента. • Какие его особенности оттеняют песенный характер “Ноктюрна”?
• Как вы думаете, почему композитор неоднократно повторяет основную мелодию, передавая её разным струнным инструментам?
• Какой принцип развития в “Ноктюрне” играет важную роль: повтор, контраст или вариационность?
Сравните музыку “Ноктюрна” А. Бородина со стихотворными строчками А. Фета, рисующими ночной пейзаж. • Что общего в этих художественных произведениях?
Какая ночь! Алмазная роса
Живым огнём с огнями неба в споре,
Как океан, разверзлись небеса,
И спит земля — и теплится, как море...
“Вариации на тему рококо”. Разворот посвящён сочинению П. Чайковского, написанному для виолончели с оркестром. Пусть учащиеся вспомнят картину К. Сомова “Концерт” (см. учебник дляIII класса). По аналогии с этой картиной о “Вариациях...” П. Чайковского можно сказать, что они столь же изящно передают различные галантные сцены. Однако если говорить о музыкальной речи композитора, то даже в основе этого произведения, написанного в стиле рококо, лежит русская мелодия. Простая тема вариаций сочетает в себе типичную русскую напевность с моцартовской ясностью и чистотой рисунка.
В учебнике предлагается спеть мелодию русской народной песни “Уж как по мосту-мосточку”, которую учащиеся уже разучивали, и тему вариаций. Одни и те же ноты, один и тот же интонационный остов, но изменилась акцентировка, штрихи, появились лёгкий затакт, многочисленные опевания звуков — и задорная плясовая мелодия оказалась как бы переинтонированной, обрела иной смысл, грациозность и изящество.
Пусть учащиеся вслушаются в развитие темы. Чем отличается одна вариация от другой, о чём они нам поведали? Композитор создаёт подобие законченных по характеру пьес. Особенно выделяется задушевная, элегическая шестая вариация, в которой ясно ощущается близость к интонациям лирической песни-романса XIX в. Благородство, простота и изящество и вместе с тем виртуозное начало сделали “Вариации...” одним из популярнейших произведений, написанных для виолончели.