Решение задач - Урок 3 - ВВЕДЕНИЕ. ФИЗИКА В ПОЗНАНИИ ВЕЩЕСТВА, ПОЛЯ, ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

Физика - Поурочные планы к учебникам Г. Я. Мякишева, С. В. Громова и В. Л. Касьянова 10 класс

Решение задач - Урок 3 - ВВЕДЕНИЕ. ФИЗИКА В ПОЗНАНИИ ВЕЩЕСТВА, ПОЛЯ, ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

Цель: закрепить умения и навыки решения задач по теме «Применение законов Ньютона».

Ход урока

I. Повторение. Беседа

1. Изобразите на рисунке силы, действующие на тела.


image93


2. Укажите силы: Вагон на поворота


image90


3. Тело вращается на диске.


image94


4. Тело на веревке


image91


5. Тело скатывается с наклонной плоскости


image92


II. Решение задач

Оценка «3»

1. Вагонетка массой 180 кг движется без трения с ускорением 0,1 м/с2. Определить силу, сообщающую ускорение. (Ответ: 18 Н)

2. Тепловоз тянет вагон массой 2 т с ускорением 0,2 м/с2. Определить силу тяги тепловоза, если сила сопротивления движению 10 кН. (Ответ: 10,4 кН)

3. Тело перемещают по горизонтальной площадке с ускорением 2 м/с2. Чему равна сила тяги, если масса тела 8 кг, а коэффициент трения 0,5? (Ответ: 56 Н)

4. Какая требуется сила, чтобы телу массой 250 г сообщить ускорение 0,2 м/с2? (Ответ: 0,05 Н)

5. Определить силу сопротивления движению, если вагонетка массой 1 т под действием силы тяги 700 Н приобрела ускорение 0,2 м/с2? (Ответ: 500 Н)

6. Автобус, масса которого 15 т, трогается с места с ускорением 0,7 м/с2. Найти силу тяги, если коэффициент трения равен 0,03. (Ответ: 15 кН).


Оценка «4»

1. Санки, скользившие по горизонтальной поверхности, остановились, пройдя расстояние 25 м. Определить начальную скорость санок, если коэффициент трения 0,05. (Ответ: 5 м/с)

2. Определить силу давления пассажиров на пол кабины лифта, если их масса 150 кг: а) при спуске с ускорением 0,6 м/с2; б) при подъеме с тем же ускорением; в) при равномерном движении. (Ответ: 1410 Н; 1590 Н; 1500 Н)

3. Поезд, подходя к станции со скоростью 72 км/ч, начинает тормозить. Каково время торможения поезда до полной остановки, если коэффициент трения равен 0,005. (Ответ: 6,7 мин)

4. Тело массой 5 кг лежит на полу лифта. Определить силу давления тела на пол лифта: а) при равномерном движении; б) при спуске с ускорением 2 м/с2; в) при подъёме с тем же по модулю ускорением. (Ответ: 50 Н; 40 Н; 60 Н).


Оценка «5»

1. Дано: m1 = 10 кг; m2 = 3 кг; m3 = 2 кг; м = 0,2 (рис. 83).


image97


Найти: а, Т1, Т2.

(Ответ: 2 м/с2; 40 Н; 16 Н)

2. На концах нити, перекинутой через неподвижный блок, подвешены тела массами m = 240 г каждое. Какую массу т, должен иметь добавочный груз, положенный на одно из тел, чтобы каждое из них прошло за 4 с путь 160 см? (Ответ: 9,8 г)

3. С каким ускорением движется система, если m = 1 кг и коэффициент трения равнее 0,2 (рис. 84)?


image98


Каковы силы натяжения нитей?

(Ответ: 2 м/с2; 12 Н; 16 Н)

4. Брусок массой m1 = 200 г под действием груза массой m2 = 100 г проходит из состояния покоя путь 40 см за 1 с. Найти коэффициент трения бруска о плоскость (рис. 85).


image95


(Ответ: 0,38)


Задачи повышенной трудности

1. Тело массой 3 кг падает с высоты 3 м над поверхностью снега и пробивает в нем яму глубиной 30 см. Считая движение тела в снегу и в воздухе равнопеременным, а силу сопротивления воздуха равной 13 Н, определить силу сопротивления движения тела в снегу. (Ответ: 200 Н)

2. На штанге укреплен невесомый блок, через который перекинута нить с двумя грузами, массы которых m1 = 500 г и m2 = 100 г. В грузе m2 имеется отверстие, через которое проходит штанга. Сила трения груза о штангу постоянна и равна 13 Н. Найти ускорение грузов и силу натяжения нити.


image96


(Ответ: 1,6 м/с2; 4,2 Н)


Домашнее задание

Повторить п. 19-27, задачи стр. 98 (3-4).






Для любых предложений по сайту: [email protected]