Физика 11-й класс - Подготовка к всероссийским проверочным работам - 2017 год
ВАРИАНТ 3 - ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ. 11-й КЛАСС
1. Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы сталкивались в курсе физики:
ускорение, энергия, метр, грамм, плотность, ампер.
Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.
Название группы понятий |
Перечень понятий |
2. Велосипед движется по прямой дороге. На графике представлена зависимость его координаты от времени.
Выберите два утверждения, которые верно описывают движение велосипеда, и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Первые 30 минут велосипед движется равномерно, а следующие 30 минут стоит на месте.
2) Первые 30 минут велосипед движется равноускоренно, а следующие 30 минут равномерно.
3) Максимальная скорость движения за весь период наблюдения равна 18 км/ч.
4) Через 30 минут велосипедист остановился, а ещё через 30 минут поехал в обратном направлении.
5) Первые 30 минут велосипедист двигался с постоянным ускорением 0,6 м/с2.
Ответ:
3. Корабль при заходе в порт должен уменьшить скорость. Для этого он уменьшает обороты двигателя. Изобразите на данном рисунке силы, которые действуют на корабль, и направление его ускорения, если корабль начинает уменьшать скорость.
4. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:
уменьшается,
увеличивается,
не изменяется.
Слова в ответе могут повторяться.
Лучник стреляет по мишени. Во время выстрела потенциальная энергия деформации лука _____________, кинетическая энергия стрелы _____________. Если пренебречь трением, то можно говорить о том, что полная механическая энергия лука и стрелы _____________.
5. Четыре металлических бруска (А, В, С и D) положили вплотную друг к другу, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи от бруска к бруску. Температуры брусков в данный момент составляют 30°С, 40°С, 50°С, 60°С. Какой из брусков имеет температуру 50 °С?
Ответ: брусок ___________________________________
6. Перед установкой на автомобиль механик подкачал колесо насосом. Геометрические размеры колеса при этом не изменились. Выберите все утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с воздухом в колесе, и запишите номера выбранных утверждений.
1) Давление воздуха в колесе увеличилось.
2) Давление воздуха в колесе осталось неизменным.
3) Объём воздуха в колесе увеличился.
4) Объём воздуха в колесе остался неизменным.
5) Масса воздуха в колесе увеличилась.
6) Масса воздуха в колесе уменьшилась.
Ответ: __________________________________________
7. На рисунке изображены два одинаковых электрометра, шары которых имеют положительные заряды. Каковы будут показания обоих электрометров, если их шары соединить тонкой медной проволокой?
Ответ:
Показания электрометра А: ___
Показания электрометра Б: ___
8. В паспорте вентилятора написано, что мощность его двигателя составляет 5 Вт и напряжение питания 12 В. Определите силу тока, протекающего по электрической цепи вентилятора при подключении его к источнику питания 12 В.
Запишите формулы и сделайте расчёты. Округлите результат до сотых.
Ответ: __________________________________________
9. В трансформаторе, изображённом на рисунке, на вход А подают переменное напряжение. На обмотках В, С и D возникает ЭДС индукции. Количество витков равно изображённому на рисунке. Расположите обмотки В, С и D в порядке возрастания ЭДС индукции. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.
1) B
2) С
3) D
Ответ: _____ → _____ → _____
10. В результате слияния ядер дейтерия и трития происходит термоядерный синтез. Определите второй продукт реакции (это может быть электрон, протон или нейтрон), если первым является ядро гелия-4. Уравнение реакции приведено ниже.
Ответ: __________________________________________
11. С помощью барометра проводились измерения атмосферного давления. Верхняя шкала барометра проградуирована в мм рт. ст., а нижняя шкала — в кПа (см. рисунок). Погрешность измерения давления равна цене деления шкалы барометра.
Запишите в ответ показания барометра в мм рт. ст. с учётом погрешности измерений.
Ответ: __________________________________________
12. Вам необходимо исследовать, как зависит сила трения скольжения от массы тела.
Имеется следующее оборудование:
— динамометр;
— 2 деревянных бруска с крючками;
— набор из трёх грузов по 100 г;
— гладкая доска.
Опишите порядок проведения исследования.
В ответе:
1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.
2. Опишите порядок действий при проведении исследования.
Ответ: __________________________________________
13. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.
ПРИМЕРЫ А) при включении электроплиты в сеть её спираль начинает нагреваться Б) во время грозы происходит разряд молнии |
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ 1) перенос вещества при прохождении электрического тока в электролитах 2) искровой газовый разряд 3) явление самоиндукции 4) выделение тепла при прохождении электрического тока через проводник |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.
Катафот
Катафот (световозвращатель) — устройство, предназначенное для отражения луча света в сторону источника с минимальным рассеиванием. Катафоты используются для привлечения внимания в условиях недостаточного освещения.
В основе принципа работы катафота лежит световозвращение — процесс изменения направления луча на противоположное с помощью двойного отражения от перпендикулярных поверхностей. При световозвращении, в отличие от светоотражения, луч отражается дважды.
В угловом катафоте луч света падает на первое зеркало под произвольным углом α, отражается, падает на второе зеркало под углом β и снова отражается. Угол между зеркалами 90°. Учитывая, что угол падения светового луча на плоскость равен углу отражения и сумма острых углов в прямоугольном треугольнике равна α + β = 90°, можно доказать параллельность приходящего и исходящего лучей.
Световозвращатель может быть выполнен в виде одиночного уголкового отражателя в форме правильной пирамиды или в виде световозвращающего полимерного покрытия, содержащего большое количество мелких пирамидок.
Для получения светоотражающей ткани тонкий полимерный лист (плёнка) обрабатывается особым образом. Обработка листа обеспечивает образование на его поверхности микроскопических пирамидок — уменьшенных копий уголкового отражателя.
Катафотные ткани используются как элемент одежды, обуви, рюкзаков и др. для повышения безопасности на дорогах в тёмное время суток. Примеры: одежда дорожных рабочих, регулировщиков дорожного движения, спасателей, велосипедистов, детей.
Световозвращающие плёнки (фликеры) используются при изготовлении дорожных знаков, в дорожной разметке. Наиболее широко катафоты применяются на велосипедном и автотранспорте для обозначения габаритов.
В ряде стран наличие фликера на пешеходе в тёмное время суток обязательно. В России, согласно ПДД, вводится обязательное ношение светоотражающих элементов пешеходами в тёмное время суток вне населённых пунктов.
14. Какое физическое явление лежит в основе действия фликера?
Ответ: __________________________________________
15. Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Действие световозвращателя основано на свечении специальных покрытий.
2) Световозвращение связано с отражением лучей света от поверхностей.
3) Катафоты неэффективны в тёмное время суток.
4) Наиболее широко катафоты применяются для освещения улиц.
5) Световозвращающее покрытие содержит большое количество мелких пирамидок.
Ответ:
Прочитайте текст и выполните задания 16-18.
Металлы — группа элементов, в виде простых веществ, обладающих такими свойствами, как высокие тепло- и электропроводность, положительный температурный коэффициент сопротивления, высокая пластичность, ковкость и металлический блеск.
Большая часть металлов присутствует в природе в виде руд и соединений. Они образуют оксиды, сульфиды, карбонаты и другие химические соединения. Для получения чистых металлов и дальнейшего их применения необходимо выделить их из руд и провести очистку. Металлы широко используются в нашей жизни. Ниже в таблице приводятся некоторые физические свойства ряда металлов.
Таблица
Физические свойства ряда металлов
Металл |
Температура плавления, °С |
Температура кипения, °С |
Плотность, г/см3 |
Удельное сопротивление, мкОм ∙ м |
Температурный коэффициент линейного расширения, 10-6/K |
Ртуть |
-39 |
357 |
13,6 |
0,96 |
61 |
Галлий |
30 |
2070 |
5,91 |
0,56 |
18 |
Свинец |
327 |
1620 |
11,4 |
0,21 |
29 |
Цинк |
420 |
907 |
7,1 |
0,059 |
31 |
Магний |
651 |
1103 |
1,7 |
0,045 |
26 |
Алюминий |
657 |
1800 |
2,7 |
0,028 |
24 |
Золото |
1063 |
2600 |
19,3 |
0,024 |
14 |
Медь |
1083 |
2300 |
8,9 |
0,017 |
16 |
Известно, что все металлы при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. Это свойство металлов также используется для изготовления измерительных приборов и управляющих устройств.
Принцип действия биметаллического термометра основан на использовании в его чувствительном элементе двух металлов с различными температурными коэффициентами линейного расширения. Металлические пластины прочно соединяются между собой, в основном путём сварки, и образуют биметаллическую пружину, которая при нагревании расширяется и замыкает контакт или вращает стрелку термометра. Также применяют ртутный термометр — жидкостный термометр для измерения температур в интервале от -35 до +750 °С. Разновидность ртутного термометра — медицинский термометр, с помощью которого измеряют температуру человека.
16. Какой из параметров, указанных в таблице, уменьшается по мере увеличения температуры плавления?
Ответ: __________________________________________
17. Определите, во сколько раз удельное сопротивление ртути больше удельного сопротивления алюминия. Ответ округлите до целого числа.
Ответ: __________________________________________
18. Можно ли в медицинском жидкостном термометре вместо ртути использовать медь? Ответ поясните.
Ответ: __________________________________________