Физика 11-й класс - Подготовка к всероссийским проверочным работам - 2017 год
ВАРИАНТ 5 - ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ. 11-й КЛАСС
1. Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы сталкивались в курсе физики:
манометр, амперметр, дифракция, деформация, термометр, нагревание.
Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.
Название группы понятий |
Перечень понятий |
2. Поезд движется по прямому участку пути. На графике представлена зависимость его скорости от времени.
Выберите два утверждения, которые верно описывают движение поезда, и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Первые 10 минут поезд движется равномерно, а следующие 10 минут равнозамедленно.
2) Первые 10 минут поезд стоит на месте, а следующие 10 минут движется равномерно.
3) Максимальная скорость движения за весь период наблюдения равна 30 км/ч.
4) Максимальный модуль ускорения поезда за весь период наблюдения равен 0,05 м/с2.
5) Через 20 минут от начала наблюдения поезд остановился, а через 30 минут поехал в обратную сторону.
Ответ:
3. Мальчик пытается сдвинуть санки с грузом на горизонтальной поверхности. Изобразите на данном рисунке силы, которые действуют на санки, и направление ускорения санок, если их удалось сдвинуть с места.
4. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:
увеличивается,
уменьшается,
не изменяется.
Слова в ответе могут повторяться.
Стальной шарик катится по горизонтальной поверхности стола и сталкивается со вторым таким же покоящимся шариком. В результате столкновения модуль импульса первого шарика _________________, модуль импульса второго шарика _________________. Если пренебречь взаимодействием с другими телами, то можно говорить о том, что сумма импульсов этих шариков _________________.
5. На рисунках изображены четыре цилиндра А, В, С и D с подвижными поршнями, под которыми находится газ. В начальный момент внутренняя энергия газа в каждом сосуде одинакова. Через дно каждого цилиндра может происходить теплообмен. Направление передачи тепла показано стрелками. Количество переданного тепла во всех случаях одинаково. В цилиндрах А и D поршень совершил работу над газом, а в цилиндрах В и С газ совершил работу над поршнем. При этом работа, совершённая в каждом случае, одинакова. В результате внутренняя энергия газов в цилиндрах стала равна 80 Дж, 90 Дж, 100 Дж и 110 Дж. В каком из цилиндров внутренняя энергия стала равна 110 Дж?
Ответ: цилиндр ____________________________
6. Пассажир с воздушным шариком зашёл в самолёт. При взлёте давление в салоне самолёта уменьшилось и диаметр шарика увеличился. Температура воздуха в шарике не изменилась. Выберите все утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с воздухом в шарике, и запишите номера выбранных утверждений.
1) Воздух в шарике сжимается.
2) Воздух в шарике расширяется.
3) Давление воздуха в шарике повышается.
4) Давление воздуха в шарике понижается.
5) Масса воздуха в шарике увеличивается.
6) Масса воздуха в шарике остаётся неизменной.
Ответ: __________________________________________
7. На концах пластмассовой спицы длиной 60 см укреплены небольшие шарики с положительными зарядами q и 4q. По спице может скользить третий заряженный шарик.
1) Найдите расстояние от шарика с зарядом q до третьего шарика, если он будет находиться в равновесии.
Ответ: __________________________________________
2) При каком знаке заряда третьего шарика его положение равновесия будет устойчивым?
Ответ: __________________________________________
8. Паяльник, сопротивление которого равно 1,2 кОм, включён в электрическую сеть напряжением 220 В. Определите мощность паяльника.
Запишите формулы и сделайте расчёты. Ответ округлите до целых.
Ответ: __________________________________________
9. Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке возрастания их длины волны. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.
1) радиоволны
2) рентгеновское излучение
3) ультрафиолетовое излучение
Ответ: _____ → _____ → _____
10. На рисунке изображены энергетические уровни некоторого атома. В каком случае (А, В, С или D) поглощается фотон наибольшей частоты?
Ответ: __________________________________________
11. С помощью мензурки проводились измерения объёма. Левая шкала мензурки проградуирована в мл (см. рисунок). Погрешность измерения объёма равна цене деления шкалы мензурки.
Запишите в ответ показания мензурки в миллилитрах с учётом погрешности измерений.
Ответ: __________________________________________
12. Вам необходимо исследовать, как зависит сила тока, протекающего через сопротивление, от напряжения на его концах. Имеется следующее оборудование:
— амперметр;
— вольтметр;
— источник тока;
— два сопротивления;
— ключ;
— соединительные провода;
— реостат.
Опишите порядок проведения исследования.
В ответе:
1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.
2. Опишите порядок действий при проведении исследования.
Ответ: __________________________________________
13. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.
ПРИМЕРЫ А) под лучами солнца крыша дома нагревается Б) используя магнитные щётки, можно помыть окно с двух сторон |
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ 1) отражение радиоволн от поверхности тел 2) передача энергии излучением 3) притяжение разноимённых полюсов магнита 4) намагничивание вещества в магнитном поле |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.
Огнетушитель
Углекислотный огнетушитель — один из видов первичных средств пожаротушения. В углекислотных огнетушителях в качестве огнетушащего вещества применяют сжиженный диоксид углерода (углекислоту). Жидкая углекислота выбрасывается из огнетушителя, кипит и охлаждается при атмосферном давлении. При переходе углекислоты из жидкого состояния в газообразное происходит увеличение её объема в 400-500 раз, сопровождаемое резким охлаждением до температуры -72 °С и частичной кристаллизацией; во избежание обморожения рук нельзя дотрагиваться до металлического раструба. Эффект пламегашения достигается двояко: понижением температуры очага возгорания ниже точки воспламенения и вытеснением кислорода из зоны горения негорючим углекислым газом.
Ручные огнетушители одинаковы по устройству и состоят из стального высокопрочного баллона, в горловину которого ввёрнуто запорно-пусковое устройство, сифонной трубки, которая служит для подачи углекислоты из баллона к запорно-пусковому устройству, и раструба-снегообразователя. Давление в баллоне быстро растёт с ростом температуры углекислоты, при температуре 20°С давление 5,7 МПа, при 50 °С — 15 МПа. Для предотвращения разрыва баллона при чрезмерном нагревании на огнетушитель устанавливают предохранительный клапан.
Для приведения в действие углекислотного огнетушителя необходимо направить раструб-снегообразователь на очаг пожара и нажать на рычаг запорно-пускового устройства.
Из-за значительного охлаждающего эффекта углекислотными огнетушителями не тушат оборудование и трубопроводы с высокими рабочими температурами. Температурные напряжения, вызываемые резким охлаждением участка трубопровода, могут привести к разрушению последнего. Одним из недостатков углекислотных огнетушителей является их неэффективность при низких температурах.
14. Какое физическое явление лежит в основе охлаждения углекислоты при применении огнетушителя?
Ответ: __________________________________________
15. Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Эффект пламегашения при применении углекислотного огнетушителя достигается вытеснением кислорода из зоны горения и понижением температуры очага возгорания ниже точки воспламенения.
2) Принцип действия углекислотного огнетушителя связан с использованием энергии углекислого газа для выброса огнетушащего порошка.
3) При работе углекислотный огнетушитель нагревается.
4) Давление в баллоне растёт с ростом температуры углекислоты.
5) Углекислотными огнетушителями рекомендуется тушить трубопроводы с высокими рабочими температурами.
Ответ:
Прочитайте текст и выполните задания 16-18.
Звезда — массивный газовый шар, излучающий свет и удерживаемый в равновесии силами собственной гравитации и внутренним давлением. Звёзды различаются по размеру, температуре и яркости.
Ближайшей к Земле звездой является Солнце, средний диаметр которого равен 1,392 ∙ 109 м, а масса 1,9885 ∙ 1030 кг. В таблице приведены основные характеристики некоторых звёзд.
Таблица
Сравнительная таблица некоторых параметров звёзд
Звезда |
Температура поверхности, К |
Диаметр* |
Масса* |
Плотность, кг/м3 |
Расстояние от Земли, св. год |
Сириус В |
9400 |
0,02 |
0,89 |
52 000 000 |
8,8 |
Солнце |
5800 |
1 |
1 |
1410 |
0,000015 |
Вега |
12000 |
2,2 |
2,8 |
280 |
26,4 |
Спика |
20000 |
5 |
11 |
140 |
156 |
τ Ориона |
28000 |
7 |
27 |
130 |
— |
Арктур |
4200 |
26 |
11 |
1 |
36,2 |
Канопус |
8000 |
85 |
50 |
0,11 |
181 |
Антарес |
3200 |
328 |
50 |
0,0014 |
171 |
* Параметры в таблице указаны в отношении к аналогичным данным Солнца.
Время жизни звёзд составляет миллионы или миллиарды лет и состоит из нескольких этапов. Звёзды образуются из газово-пылевой среды (главным образом из водорода и гелия) в результате гравитационного сжатия. Затем в звезде начинаются реакции превращения водорода в гелий.
После выгорания водорода в звёздах массой менее 0,5 солнечной массы термоядерные реакции в их ядрах прекратятся, и они, постепенно остывая и сжимаясь, будут продолжать слабо излучать в инфракрасном и микроволновом диапазонах электромагнитного спектра.
У звёзд средней величины (от 0,5 до 3,4 солнечных масс) масса достаточно велика для того, чтобы обеспечить новую фазу гравитационного сжатия до степени, достаточной для начала реакции синтеза более тяжёлых элементов из гелия. Если масса звезды менее 1,44 солнечной, то она превратится в белый карлик. Если масса звезды превышает этот предел, то она становится нейтронной звездой, в которой размер измеряется несколькими километрами, а плотность в 100 млн раз превышает плотность воды. Однако не все подобные космические тела становятся таковыми. Некоторые, чаще всего наиболее крупные по параметрам (больше 2,5-3 масс Солнца), переходят в разряд чёрных дыр в результате коллапса.
16. Укажите количество звёзд, приведённых в таблице, у которых температура поверхности больше, чем у Солнца.
Ответ: __________________________________________
17. Определите диаметр Веги. Ответ округлите до двух значащих цифр и запишите в метрах.
Ответ: __________________________________________
18. Одна из звёзд, приведённых в таблице, является белым карликом. Какая это звезда? Ответ поясните.
Ответ: __________________________________________