Физика - Поурочные планы к учебникам Мякишева Г. Я. и Касьянова В. А. 11 класс
Решение экспериментальных задач - Урок 4 - Механические волны - Колебания и волны
Цель: научить использовать теоретические знания на практике.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Решение задач
Задание № 1 (группа I)
Проведите по зубцам расчески листок картона или толстой бумаги сначала быстро, а затем медленно. Когда звук выше? От чего зависит высота звука? Почему вообще возникает звук?
Задание № 2 (Группа II)
Положите будильник на стол. Слышно ли его тиканье, если вы находитесь на расстоянии 1 м? Приложите уход к столу примерно на таком же расстоянии от будильника. Сравните слышимость в этом случае. Повторите опыт, положив будильник на бумагу, вату, кусок ткани, блюдце. Запишите свои наблюдения и сделайте вывод о передаче звука различными телами.
Задание № 3 (группа III)
Рассмотрите через лупу поверхность грампластинки. Какой вид имеет звуковая бороздка? Почему? Если изменить скорость вращения диска, то изменится ли звучание грампластинки? Как и почему изменяется звук? Почему старая грампластинка звучит хуже? Зачем меняют иглу в электрофоне? Не вдаваясь в принцип записи на CD- диске, объясните преимущества.
Задание № 4 (группа IV)
Возьмите несколько пустых стеклянных бутылок разного размера. Ударьте по ним карандашом. Какие бутылки издают более высокий звук? Более низкий? Как вы можете это объяснить?
Возьмите несколько одинаковых бутылок и наполните водой до разного уровня. Постучите по ним карандашом. Когда звук выше?
Какой вывод можно сделать из проведенных опытов? Попробуйте что-нибудь сыграть.
Задание № 5
Исследуйте, при каком минимальном расстоянии возникает эхо. Способ определения придумайте самостоятельно. Проверьте его. Полезно или вредно оно для театрального, концертного или лекционного залов? Почему мы не слышим эхо в обычной жилой комнате?
III. Подведение итогов урока
Домашнее задание
Р - 442; Р - 443.