Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год
Физический мир и его познание - ОБОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ - КВАНТОВАЯ ФИЗИКА
В конце изучения курса физики планируют и проводят обобщения — знакомят школьников с современной физической картиной мира. Отчасти обобщения делаются и при повторении материала. Важно и то, что потребность в генерализации знаний и приёмов деятельности всё время растёт. Вот почему ряд уроков в конце курса можно объединить названной темой.
При построении учебного процесса рекомендуется смелее читать классические лекции, организовывать доклады школьников, вести диалоги, знакомить с современной литературой по физике, т. е. строить нестандартные уроки. Понимание мировоззренческой и технологической значимости физики должно остаться у учеников и после окончания школы.
Урок 1. Физический мир и его познание
Урок строится как школьная лекция с элементами беседы. Ниже приводится развёрнутый план занятия. На урок желательно подобрать фрагмент видеофильма, хорошие слайды или таблицы.
1. Физический мир. По мере развития цивилизации происходило расширение мира физических знаний: в него входили новые области пространства с новыми объектами и явлениями. Например... (В таблице 49 определены эти области.)
Таблица 49
Область пространства, м |
Типичные объекты |
Типичные явления |
Область знания |
Мегамир 1018—1025 |
Галактики, метагалактики, гравитационные и электромагнитные поля |
Механическое движение |
Астрофизика. Общая теория относительности |
Макромир 10-8—1018 |
Несколько групп разных объектов: а) звёзды, планеты; б) тела и макрочастицы; в) молекулы, атомы; г) электромагнитное поле |
а) Механическое движение; б) превращения жидкостей, газов, твёрдых тел; в) взаимодействие; г) электрический ток, свет, радиоволны |
Механика. Молекулярная физика. Электродинамика. СТО. Радиотехника, электротехника |
Микромир <10-8 |
Элементарные частицы; атомы, ядра атомов |
Движение и взаимодействие элементарных частиц; ядерные реакции |
Квантовая физика. СТО. Физика элементарных частиц |
2. Физические явления и их причины. С опорой на таблицу 49 можно выделить и конкретизировать группы физических явлений, раскрыть их многообразие. Следует выделить: а) явления, выраженные в явном перемещении объектов в пространстве, — механическое движение и др.; б) явления, выраженные в изменении параметров системы, — нагревание газа. В итоге причиной всех явлений оказывается взаимодействие объектов.
3. Познаваемость мира, средства познания. Физика как наука всё время поступательно развивается. Можно выделить следующие характеристики этого развития: а) рост объёма знаний, создание новых и изменение старых систем знаний; б) усиление ведущей роли теоретических знаний; в) резкий рост прикладных физических знаний; г) абсолютность и относительность любого знания, модельный характер физических знаний и границы применимости знаний; д) усиление влияния научных знаний на практику.
Логику обучения лучше всего проиллюстрировать с помощью схемы: факты — модель — следствия.
Физический эксперимент: а) функции; б) развитие; в) примеры фундаментальных опытов. Из теоретических методов лучше всего остановиться на выделении моделирования, в частности на моделях объектов, которые изучались в школьном курсе физики.
4. Новые открытия в физике. Следует познакомить школьников с одним-двумя новыми открытиями, порекомендовать что-то из новых книг. Главная мысль — развитие физики продолжается.
Домашнее задание: самостоятельно изучить § 95.