Переменный электрический ток - ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ - КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год

Переменный электрический ток - ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ - КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

Задачи урока: ввести понятие о новом явлении — переменном электрическом токе, изучить принцип получения переменного электрического тока, рассмотреть важнейшие характеристики переменного тока; продолжить формирование познавательных мотивов и умения решать задачи.

План урока

Этапы урока

Время, мин

Приёмы и методы

I. Изучение нового материала: значение незатухающих колебаний, понятие о переменном токе, принцип работы генератора

II. Повторение и закрепление изученного материала

III. Домашнее задание

20—25

15—20

1—2

Рассказ учителя. Демонстрация. Работа с учебником. Записи в тетрадях. Беседа

Решение задач. Беседа

Запись на доске

I. Постановка учебной проблемы. При открытии и изучении физических явлений учёные исследуют возможности использования данного явления для нужд людей. В частности, уместен вопрос: можно ли получить постоянные во времени электромагнитные колебания и использовать их? Очевидно, что такие колебания не могут быть свободными. Последние всегда затухают. Какие это колебания и как их получить?

Вынужденными электромагнитными колебаниями называют колебания силы тока и напряжения в электрической цепи под действием переменной ЭДС от внешнего источника тока. Такие колебания называют переменным электрическим током. Значит, переменный электрический ток может существовать в любых электрических системах, например на участке любого проводника или на лампочке.

Рассмотрим некоторые характеристики переменного электрического тока осветительной сети: амплитуда, период и частота колебаний, мгновенные и действующие значения тока и напряжения. (Учитель демонстрирует осциллограмму, сообщает значение частоты, отмечает квазистационарность электрического поля переменного тока.)

Итак, для существования переменного тока на участке цепи обязательно надо иметь внешний источник переменной ЭДС. Таким источником является генератор переменного тока. (Далее на основе материала учебника рассматривают принцип работы и устройство генератора; рисунок 4.9 учебника и формулы заносят в тетради.)

II. Решение задач остаётся важнейшим средством усвоения содержания материала, логики познания рассматриваемых явлений. Важен не только подбор задач, важны идея и последовательность их решения, дополнительные вопросы и др. Приведём пример задачи.

Напряжение переменного тока изменяется по закону u = 140 sin 314 t. Определите частоту переменного тока, период и амплитудное значение напряжения. Можно ли предсказать, чему будет равно напряжение через время, равное 10 с?

III. Домашнее задание: § 21; П., № 654.






Для любых предложений по сайту: [email protected]