Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год
Линза. Построение изображения в тонкой линзе - ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА - ОПТИКА
Задачи урока: изучить виды линз, ввести понятие тонкой линзы как модели; ввести основные характеристики линзы — оптический центр, главная оптическая ось, фокус, оптическая сила; сформировать умение строить ход лучей в линзах.
План урока
Этапы урока |
Время, мин |
Приёмы и методы |
I. Повторение домашнего задания II. Изучение нового материала: виды линз, ход лучей в линзе и построение изображений III. Отработка знаний. Подведение итогов IV. Домашнее задание |
10 |
Решение задач |
20—25 |
Рассказ учителя. Демонстрации. Беседа. Рисунки на доске и записи в тетрадях |
|
10—15 |
Работа с учебником. Решение задач |
|
1—2 |
Запись на доске |
I. У доски повторяют решение одной из домашних задач. Индивидуально один из школьников решает экспериментальную задачу.
Экспериментально определите показатель преломления воды. Оборудование: кристаллизатор с водой, линейка, иголки, транспортир. На рисунке 96 показан ход луча: в точке 1 — преломление на границе воздух—вода, в точке 2 — преломление на границе вода—воздух. (Примечание для школьника. Задача решается методом, который использовался в лабораторной работе. В качестве подсказки может быть дан рисунок или его часть.)
II. Последовательность рассмотрения материала может быть следующей.
1. Демонстрируют линзу и определяют её как прозрачное тело, ограниченное сферической и другой поверхностями. Выделяют виды линз (рис. 7.30, 7.31 учебника), показывают различные стеклянные и наливные линзы. Сразу же говорят о собирающих и рассеивающих линзах.
2. Вводят понятие о тонкой линзе как модели реальных линз; подчёркивают на основе текста учебника, что условием выбора модели является возможность пренебрежения толщиной линзы по сравнению с расстоянием от предмета до линзы (аналогия с материальной точкой). Уместно выполнить рисунки 97, 98. Далее на одном рисунке (рис. 99) традиционно определяют оптический центр О, главную АОВ и побочную MON оптические оси, фокальную плоскость F1, главный F1 и побочный F1’ фокусы, фокусное расстояние OF2, оптическую силу.
3. Одно изображение объекта (стрелки) строят на доске и в тетрадях, другие поясняют по рисункам (рис. 100). Выделяют “удобные” лучи. Для случая, изображённого на рисунке 100, а, определяют лупу как двояковыпуклую собирающую линзу, дающую увеличенное прямое мнимое изображение. Вопросы для организации беседы: какие изображения (см. рис. 100) являются мнимыми? Как вы думаете (выскажите гипотезы), чем различаются изображения точки А в тонкой и реальной линзах?
III. Далее на уроке коллективно и индивидуально решают задачи.
1. Упр. на с. 201 (1, 4).
2. Индивидуально: 1) упр. на с. 201 (2); 2) экспериментально определите, можно ли с помощью части лупы получить изображение.
IV. Домашнее задание: § 50; упр. на с. 201—202 (3).