Систематизация знаний о равномерном и неравномерном движениях на участке траектории. Решение задач - ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

Поурочное планирование по физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В

Систематизация знаний о равномерном и неравномерном движениях на участке траектории. Решение задач - ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

ЦЕЛЬ

Учащиеся должны усвоить систему знаний о равномерном и неравномерном прямолинейных движениях тел, представленную в таблице 1.


Таблица 1

Система знаний о равномерном и неравномерном движениях


Явление

Графическая модель


Закон

Равномерное движение на участке траектории




Неравномерное движение на участке траектории




Учащиеся должны научиться решать типовую задачу 1 «Расчет характеристик равномерного и неравномерного движений на участке» следующим методом.

Метод решения

1. Выделите движущееся тело (тела).

2. Выделите начальное положение тела и его характеристики. Изобразите.

3. Выделите последующие положения тела. Изобразите.

4. Выделите участки движения и характеристики движения (путь, время, скорость) на каждом участке. Обозначьте.

5. Составьте уравнение s = vt для каждого участка.

6. Установите известные характеристики движения и физическую величину, значение которой требуется найти (искомая величина). Запихните кратко данные.

7. Из составленных уравнений найдите значение искомой величины:

а) составьте формулу для расчета искомой величины;

б) выразите величины в СИ (или других, удобных для расчета единицах);

в) произведите расчет;

г) оцените разумность полученного результата.

8. Сформулируйте ответ.


ВИД ДОСКИ

Задачи на равномерное и неравномерное движение на участке траектории

Задание 13

Задача 4

(1-4)

image16

(6) Дано:

image17

Придется пройти 3,6 м (8)

Д/з. Повторить решение задач, выполненное в классе. Уметь воспроизвести решение любой из этих задач


СЦЕНАРИЙ

Этап актуализации знаний.

П. Назовите явления, признаки которых изображены на рисунках. (Открывает часть кодотранспаранта с таблицей 1.)

Я буду указывать элементы движений на рисунках, а вы называйте их и давайте определение. (Организует ответы учащихся по моделям равномерного и неравномерного движений.) Каким законам подчиняется каждое движение? (Выслушивает ответы учащихся, открывая последовательно части кодотранспаранта с таблицей 1.)


Формулировка типовой задачи

П. В жизни мы встречаемся с множеством ситуаций движения, На рисунках отражены общие черты реальных ситуаций движения. Такие рисунки называют моделями движения. (Подписывает название, дополняя таблицу 1.) Движения реальных тел в некоторых случаях можно рассматривать как равномерное прямолинейное движение. Какую задачу можно решать, используя полученные знания о движении? Сформулируйте ее в общем виде.

У. Можно рассчитать пройденный путь, если известны скорость движения и время, или скорость, или время движения.

П. Именно эту задачу мы будем решать в конкретных ситуациях движения. Запишем ее: «Расчет характеристик равномерного и неравномерного движений в конкретных ситуациях (КС)». Откройте задание 13 в «Сборнике упражнений».


Составление систематизирующей таблицы

П. .В качестве шпаргалки будем поначалу пользоваться составленной таблицей. Она есть в «Сборнике упражнений и задач» (учебная карта № 13). Открывать учебную карту пока не надо.


Выделение метода решения

П. Теперь выделим метод решения. Запишите «Метод решения»: Я покажу решение четвертой задачи, а вы постарайтесь понять мои рассуждения и выделить последовательность действий в общем виде. Внимание! (Зачитывает задачу и решает ее. Оформляет решение на доске, как показано в образце.) Вопросы?

Запишите решение. (Закрывает свое решение. Если учащиеся затрудняются воспроизвести решение, повторяет объяснение полностью или частично.)

Составьте план решения этой и других задач такого типа. У вас — 3 мин. (Организует обсуждение метода решения.) Достаньте из конверта карточки. На них выписаны действия. Расположите их так, чтобы получился метод решения задач на равномерное и неравномерное движения. (Организует проверку.)


Решение задач под руководством преподавателя

П. Первую и вторую задачи из задания 13 решаем по действиям. Я называю номер действия, вы его выполняете, затем проверяем.

Задача 1. Первое действие. (Пауза.) Проверяем. (Предъявляет верное решение.)


ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

1. Наборы карточек с названиями действий метода решения задач на равномерное и неравномерное движения.

2. Кодотранспарант с таблицей-системой знаний о равномерном и неравномерном движениях.

3. Кодотранспаранты с решениями задач № 4, 1, 2 из задания 13.






Для любых предложений по сайту: [email protected]