Поурочное планирование по физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В
Систематизация знаний о равномерном и неравномерном движениях на участке траектории. Решение задач - ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ
ЦЕЛЬ
Учащиеся должны усвоить систему знаний о равномерном и неравномерном прямолинейных движениях тел, представленную в таблице 1.
Таблица 1
Система знаний о равномерном и неравномерном движениях
Явление |
Графическая модель |
Закон |
|
Равномерное движение на участке траектории Неравномерное движение на участке траектории |
|
Учащиеся должны научиться решать типовую задачу 1 «Расчет характеристик равномерного и неравномерного движений на участке» следующим методом.
Метод решения
1. Выделите движущееся тело (тела).
2. Выделите начальное положение тела и его характеристики. Изобразите.
3. Выделите последующие положения тела. Изобразите.
4. Выделите участки движения и характеристики движения (путь, время, скорость) на каждом участке. Обозначьте.
5. Составьте уравнение s = vt для каждого участка.
6. Установите известные характеристики движения и физическую величину, значение которой требуется найти (искомая величина). Запихните кратко данные.
7. Из составленных уравнений найдите значение искомой величины:
а) составьте формулу для расчета искомой величины;
б) выразите величины в СИ (или других, удобных для расчета единицах);
в) произведите расчет;
г) оцените разумность полученного результата.
8. Сформулируйте ответ.
ВИД ДОСКИ
Задачи на равномерное и неравномерное движение на участке траектории
Задание 13
Задача 4
(1-4)
(6) Дано:
Придется пройти 3,6 м (8)
Д/з. Повторить решение задач, выполненное в классе. Уметь воспроизвести решение любой из этих задач
СЦЕНАРИЙ
Этап актуализации знаний.
П. Назовите явления, признаки которых изображены на рисунках. (Открывает часть кодотранспаранта с таблицей 1.)
Я буду указывать элементы движений на рисунках, а вы называйте их и давайте определение. (Организует ответы учащихся по моделям равномерного и неравномерного движений.) Каким законам подчиняется каждое движение? (Выслушивает ответы учащихся, открывая последовательно части кодотранспаранта с таблицей 1.)
Формулировка типовой задачи
П. В жизни мы встречаемся с множеством ситуаций движения, На рисунках отражены общие черты реальных ситуаций движения. Такие рисунки называют моделями движения. (Подписывает название, дополняя таблицу 1.) Движения реальных тел в некоторых случаях можно рассматривать как равномерное прямолинейное движение. Какую задачу можно решать, используя полученные знания о движении? Сформулируйте ее в общем виде.
У. Можно рассчитать пройденный путь, если известны скорость движения и время, или скорость, или время движения.
П. Именно эту задачу мы будем решать в конкретных ситуациях движения. Запишем ее: «Расчет характеристик равномерного и неравномерного движений в конкретных ситуациях (КС)». Откройте задание 13 в «Сборнике упражнений».
Составление систематизирующей таблицы
П. .В качестве шпаргалки будем поначалу пользоваться составленной таблицей. Она есть в «Сборнике упражнений и задач» (учебная карта № 13). Открывать учебную карту пока не надо.
Выделение метода решения
П. Теперь выделим метод решения. Запишите «Метод решения»: Я покажу решение четвертой задачи, а вы постарайтесь понять мои рассуждения и выделить последовательность действий в общем виде. Внимание! (Зачитывает задачу и решает ее. Оформляет решение на доске, как показано в образце.) Вопросы?
Запишите решение. (Закрывает свое решение. Если учащиеся затрудняются воспроизвести решение, повторяет объяснение полностью или частично.)
Составьте план решения этой и других задач такого типа. У вас — 3 мин. (Организует обсуждение метода решения.) Достаньте из конверта карточки. На них выписаны действия. Расположите их так, чтобы получился метод решения задач на равномерное и неравномерное движения. (Организует проверку.)
Решение задач под руководством преподавателя
П. Первую и вторую задачи из задания 13 решаем по действиям. Я называю номер действия, вы его выполняете, затем проверяем.
Задача 1. Первое действие. (Пауза.) Проверяем. (Предъявляет верное решение.)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
1. Наборы карточек с названиями действий метода решения задач на равномерное и неравномерное движения.
2. Кодотранспарант с таблицей-системой знаний о равномерном и неравномерном движениях.
3. Кодотранспаранты с решениями задач № 4, 1, 2 из задания 13.