Универсальные поурочные разработки по Физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина
Решение задач. Подготовка к контрольной работе - Урок 2 - Колебания и волны
Цели: обобщение изученного материала; развитие навыков самостоятельной работы.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Первые минуты урока можно посвятить проверке работы с кроссвордом. При этом, как правило, большинство учащихся успешно справляются с этим видом работы.
Будет полезным, если при ответах на вопросы к параграфу будут даваться полные определения.
II. Повторение материала, изученного по теме «Колебания и волны»
Перед тем как приступить к решению задач, необходимо повторить весть теоретический материал по изученной теме, остановиться на основных терминах, определениях и соотношениях.
- Что такое механические колебания?
- Приведите примеры свободных механических колебаний; вынужденных механических колебаний.
- Чем отличаются затухающие колебания от незатухающих?
- Встречаются ли в природе незатухающие свободные колебания?
- От чего зависят частота и период колебаний маятника, нитяного маятника?
- От чего зависят частота и период колебаний пружинного маятника?
- Что такое волна? Дайте определение длины и частоты волны.
- Какие виды механических волн вы знаете?
- В какой последовательности на шкале длин волн следует расположить диапазоны слышимого звука, ультразвука и инфразвука?
- Что такое резонанс?
- При каком условии возникает резонанс?
- Почему иногда при исполнении оперных арий хрустальные люстры начинают звенеть?
- Переносят ли механические волны вещество или энергию?
- Чем отличаются продольные и поперечные волны? Назовите основные их особенности.
По ходу опроса учитель на доске выписывает основные соотношения:
III. Решение задач
В качестве примера учитель может привести у доски подробное решение следующей задачи:
Задаче 1
Нитяной маятник за 1 мин совершил 15 полных колебаний. Сколько колебаний за 30 с совершит этот маятник, если длину его нити увеличить в 2 раза?
Дано:
Решение:
Так как то
Поскольку период колебаний нитяного маятника находим
Теперь найдем период колебаний маятника с l2 = 2l1 = 8 м:
Тогда:
(Ответ: n2 = 5,2.)
Конечно, эта задача объемная, но учитывая, что учитель приводит решение у доски, ее решение хорошо усваивается учащимися.
Для самостоятельного решения можно предложить более простые задачи, которые затруднений вызвать не должны, например:
Задача 2
Скорость механической волны равна 400 м/с, а частота колебаний в волне v = 6000 Гц. Определить длину волны и период колебаний. (Ответ: λ = 6,6 см.)
Задача 3
Пружинный маятник совершает колебания с периодом 2 с. Масса груза равна 200 г. Определить жесткость пружины. (Ответ: k = 2 Н/м.)
Задача 4
Сколько полных колебаний за 20 с совершит нитяной маятник с длиной нити 50 с? (Ответ: n = 14,3.)
Задача 5
По графику (рис. 114) определите, какая волна имеет большую частоту колебаний частиц в ней. Чему равны частоты колебаний? (Ответ: v1 = 2,5 Гц, v2 = 1,25 Гц, v1 > v2.)
Домашнее задание
1. Повторить § 17-27 учебника.
2. Задачи и упражнения (учебник, с. 126) № 112-114.
3. Сборник задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой, № 910, 913, 914.