Физика - Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Сила Ампера - ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ - Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина
Цели урока:
Дать учащимся представление о силе Ампера, о законе Ампера. Изучить и научиться применять правило левой руки.
Ход урока
I. Проверочная самостоятельная работа
1. Постоянный магнит притягивает...
а) одноименный полюс второго магнита;
б) любые металлические предметы;
в) некоторые железосодержащие сплавы;
г) любые железосодержащие сплавы.
2. Магнитом можно назвать...
а) железный брусок, который отталкивается от другого железного бруска;
б) стержень, который определенным образом ориентируется в пространстве;
в) брусок, который придает стальной игле при трении способность притягивать мелкие железные предметы и поворачиваться в определенном направлении, если иглу положить на плавающий в воде легкий диск;
г) железный брусок, притягивающийся к земле.
3. Линии магнитного - поля это...
а) линии, совпадающие с формой магнита;
б) линии, по которым движется положительный заряд, попадая в магнитное поле;
в) маркировочные штрихи на стрежневом магните, число которых указывает на силу магнита;
г) воображаемые линии, в каждой точке которых вектор магнитной индукции направлен по касательной.
4. Линии магнитного поля в пространстве вне постоянного магнита...
а) начинаются на северном полюсе магнита, заканчиваются на бесконечности;
б) начинаются на северном полюсе магнита, заканчиваются на южном;
в) начинаются на южном полюсе магнита, заканчиваются на бесконечности;
г) начинаются на южном полюсе магнита, заканчиваются на северном.
5. Конфигурация линий магнитного поля соленоида (прямая катушка с током) сходна с картиной силовых линий...
а) полосового магнита;
б) подковообразного магнита;
в) двух параллельных полосовых магнитов с противоположно направленными полюсами;
г) прямого провода с током.
6. Электромагнит может намагнитить...
а) любые металлы;
б) только железосодержащие материалы;
в) любые железосодержащие материалы;
г) некоторые железосодержащие материалы.
7. Железный гвоздь притягивался к катушке с током с силой F. После введения в катушку металлического стержня сила притяжения гвоздя стала F1 < F. Материал стержня...
а) ферромагнетик;
б) парамагнетик;
в) диамагнетик;
г) либо ферромагнетик, либо парамагнетик.
II. Новый материал
Эксперимент
Расположим небольшие магнитные стрелки вокруг проводника и включим ток. Магнитное поле действует на стрелки с некоторой силой. При этом стрелки поворачиваются на 180°. Значит, магнитное поле в каждой точке имеет определенную величину и направление и связано с направлением тока в проводнике.
Эта связь может быть выражена простым правилом, которое называют «правилом буравчика». Для определения направления линий магнитного поля, соленоида удобнее пользоваться другим правилом. Иногда его называют «правилом правой руки».
Задача 1
Как расположены магнитные полюсы соленоида, подключенного к источнику тока (см. рис. 57 а)?
Решение: Вспомним, что за положительное направление тока принято направление от положительного полюса источника к отрицательному. Покажем направление тока на чертеже (рис. 57 б).
Направление вектора магнитной индукции, а следовательно, и магнитного полюса соленоида можно определить по правилу буравчика: если ввинчивать в соленоид буравчик так, чтобы вращение ручки буравчика совпадало с направлением тока в соленоиде, тогда поступательное движение буравчика будет совпадать с направлением вектора магнитной индукции. Видно, что вектор магнитной индукции направлен справа налево, т. е. буравчик ввинчивают в этом направлении. Учитывая, что за направление вектора В принимается направление от южного полюса S к северному полюсу N, то слева - северный полюс соленоида, справа - южный.
Задача 2
В каком направлении должен протекать ток в соленоиде, чтобы наблюдалась такая ориентация магнитной стрелки в магнитном поле соленоида, как представлено на рис. 58 а)?
Решение: Т. к. разноименные полюсы магниты притягиваются, то определим магнитные полюсы соленоида: слева — южный S, справа - северный N (рис. 58 б). Направление вектора магнитной индукции - от южного полюса S к северному N. Применяя правило буравчика, получаем направление тока в соленоиде (буравчик в данном случае «вывинчивается» из соленоида).
На всякий проводник с током, помещенный в магнитное поле и не совпадающий с его магнитными линиями, это поле действует с некоторой силой.
Далее учитель демонстрирует опыт, описанный в учебнике на стр. 149.
Из опыта следует, что направление тока в проводнике, направление линий магнитного поля и направление силы, действующей на проводник, связаны между собой. Это правило называют правилом левой руки. Пользуясь этим правилом, можно определить не только направление силы, действующей в магнитном поле на проводник с током, но и направление тока. Если направление тока совпадают с направлением магнитного поля или параллельны ей, то сила равна нулю.
Задача 3
В однородное магнитное поле внесен проводник с током (см. рис. 59). Определите направление силы, действующей на проводник со стороны магнитного поля.
Задача 4
Определите направление тока в проводнике, находящегося в магнитном поле, если действующая на проводник сила имеет направление, указанное на рис. 60.
Домашнее задание
1. Выучить § 46, 45;
2. Выполнить упражнения 35 (1-3) и 36 (2-3);
3*. Ответить на вопросы:
а) Через соленоид протекал ток I. Посредством реостата его сильно уменьшили, вследствие чего магнитное поле соленоида практически исчезло. Куда исчезла энергия?
б) Когда нет перемещения тела, то нет и механической работы. На что же расходуется энергия, подводимая к электромагниту, когда он «держит» груз?