Физика - Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс
Электрическое поле - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Цель урока:
Сформировать представления учащихся об электрическом поле и его свойствах.
Ход урока
I. Повторение. Проверка домашнего задания Вопросы для повторения:
- Объясните возникновение положительного и отрицательного зарядов в процессе электризации трением.
- Почему металлы проводят электрический заряд, а диэлектрики - нет?
- Почему на эбонитовой палочке и шерсти, при их соприкосновении, образуются заряды, которые равны по модулю и противоположны по знаку?
- Сформулируйте закон сохранения заряда.
- Почему при заземлении заряженного проводника почти весь его заряд переходит в землю?
Эксперимент-фокус:
На столе стоит тонкостенный стакан, почти до верха наполненный водой. Пинцетом аккуратно кладем стальную иглу на поверхность воды - игла плавает. К краю стакана подносится «волшебная палочка» и иголка приходит в движение, начинает удаляться. В чем дело?
(Объяснение эксперимента: Палочка берется эбонитовая или из оргстекла, ее предварительно электризуют. К такой палочке притягивается не только игла, но и вода. Вследствие притяжения воды, ее поверхность становится наклонной, и иголка скатывается как по наклонной плоскости.)
II. Самостоятельная работа
Вариант I
1. Тело заряжено отрицательно тогда, когда сумма всех положительных зарядов в теле ...
а) равна сумме всех отрицательных зарядов в нем;
б) больше суммы отрицательных зарядов в нем;
в) меньше суммы всех отрицательных зарядов в нем.
2. Стекло при трении о шелк заряжается ..., а шелк ...
а) ...положительно, ...отрицательно;
б) ...отрицательно, ...положительно.
3. Что произойдет, если положительно заряженной палочкой коснуться отрицательно заряженного тела?
а) часть электронов перейдет с палочки на тело.
б) часть электронов перейдет с тела на палочку.
4. На рисунке 82 выберите те пары шариков, в которых электроны будут переходить от шарика а к шарику б, если их привести в соприкосновение.
а) в первой паре;
б) во второй паре;
в) в третьей паре.
5. Вещества, по которым заряды могут передвигаться, называются .... В этих веществах ... свободные электроны.
а) ...проводниками,... не содержатся;
б) ... изоляторами,... не содержатся;
в) ...проводниками, ...содержатся;
г) ...изоляторами, ...содержатся.
6. Какие из перечисленных веществ относятся к проводникам?
а) резина;
б) медь;
в) пластмасса;
г) сталь.
7. Какие из перечисленных веществ относятся к диэлектрикам?
а) резина;
б) медь;
в) пластмасса;
г) сталь.
8. Между двумя заряженными телами А и С помещено незаряженное тело В (см. рис. 83). Зарядится ли тело В, если его соединить с заряженными телами стеклянной и стальной палочками?
а) не зарядится;
б) зарядится положительным зарядом;
в) зарядится отрицательным зарядом;
г) зарядится положительным и отрицательным зарядами.
Вариант II
Электризация стекла и шелка при трении их друг о друга объясняется так:
1. Атомы стекла ... удерживают входящие в их состав электроны, чем атомы шелка.
а) слабее;
б) сильнее.
2. и поэтому электроны переходят ...
а) со стекла на шелк;
б) с шелка на стекло.
3. В результате электризации на стекле образуется ... электронов, а на шелке - ...
а) ...избыток, ...недостаток;
б) ...недостаток, ...избыток.
4. Тело электризуется только тогда, когда оно ... заряд.
а) приобретает;
б) теряет;
в) приобретает или теряет.
5. Можно ли наэлектризовать металлический стержень трением, держа его в руке?
а) все тела при трении электризуются, наэлектризуется и металлический стержень;
б) нельзя, т. к. и металл, и тело человека - проводники.
Если к легкой гильзе, подвешенной на нити, поднести отрицательно заряженную палочку, то:
6. На ближайшем к палочке конце образуется ... электронов, и эта сторона зарядится ...
а) ...избыток,... положительно;
б) ...избыток, ...отрицательно;
в) ...недостаток, ...положительно;
г) ...недостаток, ...отрицательно.
7. На удаленном конце гильзы образуется ... электронов, и она зарядится...
а) ...избыток, ...положительно;
б) ...избыток, ...отрицательно;
в) ...недостаток, ...положительно;
г) ...недостаток, .. .отрицательно.
8. Так как на палочке и на той стороне гильзы, которая ближе к палочке,... заряды, то гильза ...
а) ...одноименные, ...притянется к палочке;
б) ...одноименные, ...оттолкнется от палочки;
в) ...разноименные, ...притянется к палочке',
г) ...разноименные, ...оттолкнется от палочки.
Вариант III
1. Тело заряжено положительно в том случае, когда сумма всех положительных зарядов в теле ... всех отрицательных зарядов в нем.
а) ...равна сумме...;
б) ...больше суммы...;
в) ...меньше суммы...
2. Эбонит при натирании шерстью заряжается ..., шерсть же заряжается ...
а) ...положительно, ...отрицательно;
б) ...отрицательно, ...положительно;
в) ...отрицательно, ...тоже отрицательно;
г) ...положительно, ...тоже положительно.
3. Что произойдет, если отрицательно заряженной палочкой коснуться незаряженного тела? Часть электронов перейдет ...
а) с палочки на тело;
б) с тела на палочку.
4. На рисунке 84 выберите те пары шариков, в а б которых электроны будут переходить от шарика Б к шарику А, если их привести в соприкосновение.
а) в первой паре;
б) во второй паре;
в) в третьей паре.
5. Вещества, по которым заряды могут передвигаться, называются .... В этих веществах ... свободные электроны.
а) ...проводниками, ...не содержатся;
б) ...изоляторами, ...не содержатся;
в) ...проводниками, ...содержатся;
г) ...изоляторами, ...содержатся.
6. Какие из перечисленных веществ относятся к проводникам?
а) эбонит;
б) алюминий;
в) стекло;
г) железо.
7. Какие из перечисленных веществ относятся к диэлектрикам?
а) эбонит;
б) алюминий;
в) стекло;
г) железо.
8. Незаряженные электроскопы А и С соединяются с заряженным электроскопом В при помощи двух палочек из эбонита и стали (см. рис. 85). Зарядятся ли электроскопы А и С?
а) зарядятся;
б) не зарядятся;
в) зарядится только электроскоп А;
г) зарядится только электроскоп С.
Вариант IV
Электризация эбонита и шерсти при трении их друг о друга объясняется так:
1. Атомы эбонита ... удерживают входящие в их состав электроны, чем атомы шерсти.
а) слабее;
б) сильнее.
2. и поэтому электроны переходят ...
а) с эбонита на шерсть;
б) с шерсти на эбонит.
3. В результате электризации на эбоните образуется ... электронов, а на шерсти - ...
а) ...избыток, ...недостаток;
б) ...недостаток, ...избыток.
4. При электризации трением на взаимодействующих телах появляются заряды ... по абсолютному значению и ... по знаку.
а) ...равные, ...одинаковые;
б) ...разные, ...одинаковые;
в) ...равные, ...противоположные;
г) ...разные, ...противоположные.
5. От чего зависит заряд, переходящий на ненаэлектризованное тело при соприкосновении с наэлектризованным телом?
Чем больше ..., которому передается заряд, тем ... часть заряда на него перейдет.
а) ...масса тела, ...большая;
б) ...масса тела, ...меньшая;
в) ...тело, ...большая;
г) ...тело, ...меньшая.
Если к легкому шарику, подвешенному на нити, поднести положительно заряженную палочку, не касаясь шарика, то:
6. На ближайшей к палочке стороне образуется ... электронов, и эта сторона зарядится...
а) ...избыток, ...положительно;
б) ...избыток, ...отрицательно;
в) ...недостаток, ...положительно;
г) ...недостаток, ...отрицательно.
7. На противоположной стороне шарика образуется ... электронов, и она зарядится ...
а) ...избыток, ...положительно;
б) ...избыток, ...отрицательно;
в) ...недостаток, ...положительно;
г) ...недостаток, ...отрицательно.
8. Так как на палочке и на той стороне шарика, которая ближе к палочке, будут ... заряды, то шарик ...
а) ...одноименные, ...притянется к палочке;
б) ...одноименные, ...оттолкнется от палочки;
в) ...разноименные, ...притянется к палочке;
г) ...разноименные, ...оттолкнется от палочки.
III. Новый материал
Эксперимент 1
Подвесим на нитке легкую металлическую гильзу из фольги. Медленно приблизим к гильзе вертикально расположенную пластину пенопласта, предварительно зарядив ее натиранием шерстью (пенопласт зарядится отрицательно).
- Что происходит? (При отсутствии непосредственного контакта гильза на нити отклонилась от вертикального положения.)
Итак, заряженные тела могут взаимодействовать и на расстоянии. Может быть, все дело в воздухе, находящимся между телами?
Эксперимент 2
Заряженный электроскоп (с вынутыми стеклами) помещают под колокол воздушного насоса. Воздух выкачивается. В безвоздушном пространстве листочки электроскопа по-прежнему будут отталкиваться друг от друга.
- Какой можно сделать вывод? (В передаче электрического взаимодействия воздух не участвует.)
- Как же осуществляется взаимодействие? (С помощью электрического поля, которое образуется вокруг заряженных тел.)
Основные свойства электрического поля:
1. Электрическое поле заряженного тела действует с некоторой силой на всякое другое тело, оказавшееся в этом поле.
2. Вблизи заряженных тел создаваемое ими поле сильнее, а вдали - слабее.
- Приведите примеры экспериментов, подтверждающих первое свойство. (Опыт 1 — с гильзой и пенопластом.)
Эксперимент 3
На край спинки стула кладется деревянная линейка так, чтобы она была в равновесии и неподвижна. Стеклянная бутылка тщательно протирается тряпочкой и подносится к линейке, не прикасаясь (бутылка должна быть хорошо высушена). Линейка выходит из состояния покоя и падает. В чем причина?
(Ответ: Линейка оказалась в электрическом поле заряженной бутылки и подверглась действию этого поля.)
Второе свойство электрического поля можно проиллюстрировать при помощи следующего опыта:
Эксперимент 4
На столе стоит электрометр. Медленно приближаем заряженный пенопласт к шару электрометра, отслеживая положение стрелки прибора в зависимости от расстояния между пенопластом и шаром.
Вывод: интенсивность электрического поля тем больше, чем меньше расстояние до заряженного тела.
Со времен Фарадея для графического изображения электрического поля принято использовать силовые линии (см. рис. 86).
IV. Закрепление изученного
- Опишите опыт, который показывает, что электрическое взаимодействие передается не через воздух.
- Чем отличается пространство, окружающее наэлектризованное тело, от пространства, окружающего ненаэлектризованное тело?
- Как можно обнаружить электрическое поле?
- Как изменяется сила, действующая на гильзу при удалении ее от заряженного тела?
Домашнее задание
1. § 6;
2. Экспериментальное задание к параграфу;
3. Задачи 19, 20.