Физика - Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс
Лампа накаливания - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Цели урока:
Познакомить учащихся с историей создания лампы накаливания. Проверить на практике справедливость закона Джоуля-Ленца.
Оборудование (для кратковременной лабораторной работы):
Нагревательная спираль, калориметр, термометр, мензурка с водой, амперметр, вольтметр, источник тока на 4 В, ключ, часы с секундомером, соединительные провода.
Ход урока
I. Повторение. Проверка домашнего задания
- Как находится работа электрического тока?
- По какой формуле находится мощность тока?
- С помощью какого прибора измеряют работу тока? Какая единица работы при этом используется?
- Почему проводник, по которому течет ток, нагревается?
- Сформулируйте закон Джоуля-Ленца.
- Каково назначение предохранителей?
- Расскажите об устройстве и принципе действия плавких предохранителей.
II. Самостоятельная работа
Вариант I
1. Мощность тока в электрической лампе - 60 Вт. Что означает это число? Каков расход энергии в электрической лампе, включенной на 20 с? (Ответ: 1200 Дж.)
2. Определить мощность тока в электрической плитке при напряжении 120 В, если сила тока в спирали 5 А. (Ответ: 600 Вт.)
3. Куда надо передвинуть ползунок реостата в цепи, чтобы увеличить яркость горения лампы (рис. 157)? (Ответ: передвинуть влево.)
Рис. 157
Вариант II
1. Определите мощность тока в электрической лампе при напряжении 220 В, если сила тока в спирали 0,5 А. (Ответ: 110 Вт.)
2. Мощность электроплитки - 600 Вт. Что означает это число? Определите энергию, потребляемую электроплиткой за каждые 10 с. (Ответ: 6000 Дж.)
3. Какая из двух ламп горит ярче (рис. 158)? (Ответ: первая.)
III. Кратковременная лабораторная работа
Указания к работе:
1. Соберите цепь согласно схеме (рис. 159).
Замкнув ключ на короткое время, убедитесь, что амперметр и вольтметр показывают силу тока и напряжение на нагревателе. Спираль лучше взять из школьного оборудования: она закрепляется на крышке калориметра и закрыта пластмассовой решеткой, предохраняющей от контакта с алюминиевым стаканом калориметра.
2. Налейте в калориметр 100 г воды и убедитесь, что нагревательная спираль покрывается водой при ее установке в калориметр. Измерьте начальную температуру воды t1.
3. Установите спираль в калориметр, включите ток и засеките время. В ходе нагревания воды (около 5 мин) снимите показания вольтметра U и амперметра I.
После окончания нагревания отключите ток, перемешайте воду спиралью и измерьте температуру воды в калориметре (t2).
Занесите все данные в таблицу:
№ |
m, гр |
I, А |
U, В |
t, с |
t1, °С |
t1, °С |
Q1, Дж |
Q2, Дж |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Повторите опыт, изменив время нагревания, каждый раз заменяя воду и давая остыть нагревателю до комнатной температуры. Время нагревания следует подобрать так, чтобы температура воды повышалась на 5-10 °С.
5. Рассчитайте количество теплоты Q1 = IUt, выделившейся на нагревателе (по закону Джоуля-Ленца) и Q2 = cm(t2 – t1), затраченной на нагревание воды.
6. Оцените погрешности измерений и сделайте вывод о выполнении закона Джоуля-Ленца в нашем эксперименте. В случае большой погрешности объясните возможную причину отклонений.
III. Новый материал
Начало применения электричества для освещения относится к 60-м годам 19-го столетия, когда дуговая лампа (т. е. электрическая дуга) была установлена на маяках. Но применение этих ламп встречало большие трудности. Дело в том, что дуговую лампу нужно было непрерывно регулировать, так как концы угольных электродов сгорали, расстояние между ними увеличивалось, в результате этого цепь разрывалась и дуга затухала.
Русский изобретатель Павел Николаевич Яблочков (1847-1894) много думал над усовершенствованием таких дуговых ламп и пришел к новому и оригинальному решению этой проблемы.
Вместо обычного расположения угольных электродов в дуговой лампе, при котором расстояние между ними менялось по мере их сгорания, Яблочков расположил их параллельно рядом, а между ними поместил изолирующую прокладку, которая сгорала вместе с углем. Эта конструкция получила название свечи Яблочкова. В 1876 году Яблочков взял патент на свое изобретение, и оно быстро получило распространение. «Русский свет» (так называли изобретение Яблочкова) засиял на улицах, площадях, в помещениях многих городов Европы, Америки и даже Азии. «Из Парижа, — писал Яблочков, - электрическое освещение распространилось по всему миру, дойдя до дворца шаха Персидского и до дворца короля Камбоджи».
С начала 80-х годов появилась лампа накаливания. Первым изобретателем лампы накаливания был русский инженер А. Н. Лодыгин (1847-1923). Одна из конструкций лампы Лодыгина представляла собой стеклянный баллон, внутри которого в вакууме между двумя медными стержнями помещался угольный стержень.
Уже в 1873 г. Лодыгин демонстрировал освещение своими лампами одной из улиц Петербурга. В 1874 г. Лодыгин получил за свое изобретение Ломоносовскую премию Академии наук.
В 1879 г. американский изобретатель Эдисон создал удачную конструкцию лампы накаливания, и вскоре она получила распространение во всем мире.
Использование электричества для связи, в качестве движущей силы, для освещения явилось стимулом создания электрических генераторов, изобретения трансформаторов и т. д.
Появившаяся вместе с этим новая область техники - электротехника во второй половине XIX века приобрела важное практическое значение.
Все убыстряющееся развитие электротехники приводит к необходимости совершенствования измерительной аппаратуры. Конструируются и непрерывно совершенствуются гальванометры, амперметры, вольтметры, магазины сопротивлений, конденсаторы и т. д.
IV. Закрепление изученного
- Как устроена современная лампа накаливания?
- Из какого материала изготавливают проволоки для спиралей ламп?
- Зачем баллон современных ламп накаливания наполняют инертным газом?
- Как устроен патрон для включения лампы накаливания в сеть?
- На какие напряжения рассчитаны лампы накаливания, выпускаемые нашей промышленностью?
- Назовите первых изобретателей электрического освещения с помощью ламп накаливания.
V. Решение задач
За какое время в спирали сопротивлением 40 Ом при силе тока 3 А выделится 10,8 кДж теплоты?
Задача 1
Задача 2
Определить мощность электрического чайника, если в нем за 20 мин нагревается 1,43 кг воды от 20 °С до 100 °С? (Ответ: Р = 400 Вт.)
Задача 3
Определить мощность, потребляемую третьей лампой (рис. 160), если амперметр показывает 3 А, R1 = 10 Ом, R2 = 15 Oм, R3 = 4 Oм.
Задача 4
Какой длины надо взять никелиновый проводник сечением 0,2 мм2, чтобы изготовить спираль плитки мощностью 600 Вт и рассчитанной на напряжение 120 В?
Задача 5
Кипятильник нагревает 1,2 л воды от 12 °С до кипения за 10 мин. Определите ток, потребляемый кипятильником, если U = 220 В, а КПД кипятильника 90%.
Дано:
Решение:
Количество теплоты, получаемое водой:
Количество теплоты, выделяемое кипятильником:
Приравняв, получим: откуда:
Ответ: I = 3,73 А
Задача 6
Найти мощность, потребляемую четвертой лампой (рис. 161), если амперметр показывает 6 А, R1 = 9 Ом, R2 = 6 Ом, R3 = 8 Ом, R4 = 2 Ом.
Домашнее задание
1. § 20;
2. Задачи по сборнику задач по физике (В. И. Лукашик, Е. В. Иванова): № 1446, 1449, 1453.