Второй закон Ньютона - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ

Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год

Второй закон Ньютона - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ

Цель урока. Повторить понятие “равнодействующая сила”; установить связь между силой и ускорением, сформулировать второй закон Ньютона; выявить причину и направление ускорения, единицу силы в СИ; дать алгоритм решения задач на второй закон Ньютона.

Демонстрации. Второй закон Ньютона. Таблица “Второй закон Ньютона”.

Содержание опроса. 1. Дайте определение явления инерции. 2. Как движется тело, если на него не действуют другие тела? 3. Назовите условия равномерного движения (по Аристотелю, по Галилею). 4. Дайте современную формулировку первого закона Ньютона. 5. Какие системы отсчета называются инерциальными, а какие — неинерциальными?

Содержание нового материала. Второй закон Ньютона. Единица силы.

Закрепление материала. Решение задач 1, 5 и 6 из упражнения 11, задач 1483, 1484 из Сборника.

Домашнее задание. § 11. Упражнение 11 (2, 3).

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть регулятивными УУД на примерах гипотез о причинах изменения скорости тел и уметь выполнять их экспериментальную проверку; овладеть способностями нахождения равнодействующей нескольких сил и ее проекции на выбранную ось; самостоятельно находить, анализировать, отбирать информацию, использовать для этого Интернет.

Личностные: сформировать познавательный интерес к законам Ньютона и их проявлению в природе и технике; развивать творческие способности, самостоятельность в приобретении новых знаний об И. Ньютоне, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.

Общие предметные: проводить наблюдения, планировать и проводить эксперимент по изучению второго закона Ньютона; объяснять полученные результаты и делать выводы; применять теоретические знания на практике; решать задачи по определению равнодействующей силы и ускорения движения тела относительно выбранной системы отсчета; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа.

Частные предметные: записывать формулу второго закона Ньютона в векторном и скалярном виде; решать расчетные и качественные задачи на применение второго закона Ньютона.

Методические замечания

Начать урок можно с презентации об И. Ньютоне. Объяснение нового материала следует начать с повторения знаний учащихся, полученных ими из курса физики 7 класса. Перед учащимися поставить вопросы: “Что является причиной изменения скорости тела?”, “Что характеризует ускорение?”, “Что является причиной ускорения?”. Выдвинуть гипотезу о существовании количественной взаимосвязи между силой и ускорением, так как ускорение возникает в результате действия силы. Привести примеры, свидетельствующие о том, что ускорения, получаемые телами при их взаимодействии, зависят от массы этих тел. Провести опыт, демонстрирующий второй закон Ньютона (по рис. 21 учебника). В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что ускорения, сообщаемые телам одной и той же постоянной силой, обратно пропорциональны массам этих тел. Сформулировать второй закон Ньютона, дать его математическую запись в векторном и скалярном виде. Вывести единицу силы в СИ. По таблице рассмотреть алгоритм решения задач на второй закон Ньютона.






Для любых предложений по сайту: [email protected]