Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год
Величины, характеризующие колебательное движение - МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК
Цель урока. Закрепить знания учащихся о колебательном движении; познакомить учащихся с величинами, характеризующими колебательное движение: период, частота, смещение, амплитуда, фаза, и их единицами в СИ; научить решать расчетные задачи на нахождение периода и частоты колебаний, пройденного пути колеблющимся телом за определенный интервал времени.
Демонстрации. Период колебаний пружинного маятника; экспериментальный вывод зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы колеблющегося груза и жесткости пружины.
Содержание опроса. 1. Дайте определение механических колебаний. 2. Какие колебания называются свободными? 3. Какие системы тел называются колебательными? 4. Назовите одно из общих свойств всех колебательных систем. 5. Приведите примеры колебаний в природе, быту, технике. 6. Перечислите тела, входящие в колебательную систему пружинного маятника, нитяного маятника. 7. Какова траектория движения этих маятников? 8. Что называется маятником?
Содержание нового материала. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Зависимость периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити. Гармонические колебания. График зависимости координаты колеблющегося пружинного маятника от времени. Математический маятник.
Закрепление материала. Вопросы после § 24, 25. Решение задач 1 и 6 из упражнения 24.
Домашнее задание. § 24, 25. Упражнение 24 (2—5).
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть регулятивными УУД при выдвижении гипотез о зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины, пружинного маятника — от массы тела и экспериментальной проверке выдвигаемых гипотез, выполнении эксперимента и решении качественных и расчетных задач.
Личностные: сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения по решению качественных и расчетных задач на колебательное движение; самостоятельность в приобретении новых знаний, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; развивать инициативу; использовать экспериментальный метод исследования при изучении колебаний нитяного и пружинного маятников.
Общие предметные: проводить наблюдения, обнаруживать зависимость периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины, пружинного маятника — от массы груза; объяснять полученные результаты и делать выводы; применять полученные знания при решении качественных и расчетных задач на колебательное движение.
Частные предметные: называть величины, характеризующие колебательное движение; записывать формулу взаимосвязи периода и частоты колебаний; проводить экспериментальное исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от тик.
Методические замечания
При изложении нового материала ввести физические величины, характеризующие колебательное движение: период, частота, смещение, амплитуда, фаза. Объяснение начинать всякий раз с наглядного представления этой величины при колебаниях нитяного и пружинного маятников, записи буквенного обозначения, определения, единицы в СИ, формулы для расчета. Решить экспериментальные задачи: выяснить зависимость периода колебаний пружинного маятника от m и k, нитяного маятника — от его длины l. Записать выводы.