Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год
Определение координаты движущегося тела - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ
Цель урока. Закрепить знания учащихся о характеристиках механического движения, о координатном способе описания механического движения; научить находить длину пройденного пути и модуль вектора перемещения, проекции вектора перемещения на координатные оси; выработать навыки решения задач.
Содержание опроса. 1. Вспомните, что называется траекторией движения. 2. Что такое пройденный путь? 3. Назовите единицы пройденного пути. 4. Что такое перемещение? 5. При каком движении пройденный путь и модуль вектора перемещения равны? 6. Приведите примеры, когда пройденный путь и модуль вектора перемещения равны и не равны друг другу.
Содержание нового материала. Векторы, их модули и проекции на выбранную ось. Нахождение координаты тела по его начальной координате и проекции вектора перемещения.
Закрепление материала. Вопросы после § 3. Решение задачи 1395 из Сборника.
Домашнее задание. § 3. Вопросы после § 3 (устно). Упражнение 3 (1).
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: приобрести опыт самостоятельного поиска связи проекции вектора перемещения на ось и конечной и начальной координат движущегося тела; использовать регулятивные УУД при решении задач на определение пройденного пути, координаты движущегося тела, модуля и проекции вектора перемещения; научиться самостоятельно искать, отбирать и анализировать информацию при выполнении домашнего задания.
Личностные: сформировать познавательный интерес к явлениям в природе (механическое движение) и творческие способности; уметь самостоятельно проводить расчеты пройденного пути, модуля и проекций вектора перемещения, координат движущегося тела, принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.
Общие предметные: уметь обрабатывать результаты при решении задач, обнаруживать зависимости между координатами движущегося тела и проекциями вектора перемещения на координатные оси, объяснять полученные результаты и делать выводы.
Частные предметные: определять модули и проекции векторов на координатную ось; записывать уравнение для определения координаты движущегося тела в векторной и скалярной форме, использовать его для решения задач.
Методические замечания
В начале урока желательно провести проверочную работу, рассчитанную на 10—15 мин. Можно использовать варианты самостоятельной работы 1 (СР-1) “Путь и перемещение” из пособия “Физика. Дидактические материалы. 9 класс” (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).
Изучение нового материала начать с разъяснения, как находить проекцию вектора на координатную ось.
Задача
На рисунке 1 изображены одинаковые по модулю векторы перемещений. Перенесите рисунок в тетрадь и изобразите проекции этих векторов на ось X.
Как должен быть расположен вектор по отношению к оси, чтобы модуль его проекции на эту ось был: а) равен нулю; б) равен модулю этого вектора; в) меньше модуля этого вектора?
Может ли модуль проекции вектора быть больше модуля этого вектора?
Следует указать учащимся, что образцом для решения задачи 1 из упражнения 3 может служить пример с катерами, рассмотренный в § 3.