Источники звука. Звуковые колебания - МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК

Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год

Источники звука. Звуковые колебания - МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК

Цель урока. Закрепить знания учащихся о механических колебаниях и волнах; рассмотреть звуковые колебания; изучить прибор — камертон; познакомить учащихся с ультразвуком и инфразвуком, методом определения расстояния до объекта с помощью ультразвука — эхолокацией.

Демонстрации. Колеблющееся тело как источник звука (по рис. 74—76 учебника).

Содержание опроса. 1.Что называется длиной волны? 2. Назовите буквенное обозначение и единицу в СИ длины волны. 3. За какой промежуток времени колебательный процесс распространяется на расстояние, равное длине волны? 4. Назовите формулы для расчета длины волны и скорости распространения поперечных и продольных волн.

Содержание нового материала. Источники звука — тела, колеблющиеся с частотой 16 Гц — 20 кГц. Ультразвук и инфразвук. Эхолокация.

Закрепление материала. Вопросы после § 30. Решение задач 1824, 1847 из Сборника.

Домашнее задание. § 30. Упражнение 28. Презентации “Ультразвук” и “Инфразвук”.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о звуковых колебаниях, воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной образной форме; развивать монологическую и диалогическую речь; научиться самостоятельно находить, анализировать и отбирать информацию с использованием интернет-ресурсов и дополнительной литературы при подготовке презентаций “Ультразвук” и “Инфразвук”.

Личностные: сформировать познавательный интерес к звуковым колебаниям; развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении новых знаний о звуковых явлениях; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, работать в группе.

Общие предметные: применять знания о звуковых колебаниях для объяснения различных звуковых явлений; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа; решать качественные задачи на звуковые колебания.

Частные предметные: называть диапазон частот звуковых волн; приводить примеры источников звука; приводить обоснование того, что звук является продольной волной; использовать полученные знания в повседневной жизни.

Методические замечания

Урок можно начать с физического диктанта на механические колебания и волны, рассчитанного на 10 мин.

Физический диктант

1. Механические колебания — это ... .

2. Промежуток времени, через который движение повторяется, называется ... .

3. Свободные колебания — это колебания, ... .

4. Вынужденные колебания — это колебания, ... .

5. Колебательными системами называются ... .

6. Длина волны — это ... .

7. Частота колебаний — это ... .

8. Формула связи частоты и периода колебаний ... .

9. Формулы для расчета скорости распространения волны ... .

10. Амплитуда колебаний — это ... .

После выполнения физического диктанта учащиеся самостоятельно проверяют его и оценивают, поменявшись тетрадями с соседом по парте: пять или шесть правильных ответов — 3, семь или восемь правильных ответов — 4, девять или десять правильных ответов — 5. Для проверки диктанта они могут использовать конспект предыдущего урока, записанный в рабочей тетради. Затем учащиеся вместе с учителем сверяют и обсуждают ответы.

Или можно выполнить проверочную работу, рассчитанную на 10—15 мин, используя варианты 1 и 2 CP-12 “Механические колебания” из пособия “Физика. Дидактические материалы. 9 класс” (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

Изложение нового материала следует начать с демонстрации различных источников звука. Выяснить, что является источником звука на опытах (по рис. 74, 75 учебника). Познакомить с устройством и работой прибора — камертона. Продемонстрировать опыты с камертоном (по рис. 76, 77 учебника) и обсудить их. Рассмотреть диапазон частот звуковых колебаний. Отметить, что указанные границы звукового диапазона условны, и перечислить, от чего они зависят. Дать определение ультразвуковых и инфразвуковых колебаний. Привести примеры использования этих колебаний в природе, технике и медицине. Рассмотреть метод определения расстояния до объекта с помощью ультразвуковых волн — эхолокацию.






Для любых предложений по сайту: [email protected]