Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год
Явление электромагнитной индукции - ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ
Цель урока. Закрепить знания учащихся о магнитном поле и его взаимосвязи с электрическим полем; ввести понятие “электромагнитная индукция”; раскрыть роль открытия явления электромагнитной индукции.
Демонстрации. Электромагнитная индукция (по рис. 119—121 учебника).
Содержание опроса. 1. Назовите векторную физическую величину, служащую количественной характеристикой магнитного поля. 2. Назовите формулу, по которой можно рассчитать модуль вектора магнитной индукции. 3. В каких единицах в СИ измеряется индукция магнитного поля? Какова взаимосвязь между единицей магнитной индукции и единицами других величин СИ? 4. Что называется линиями магнитной индукции? 5. Дайте определение однородного и неоднородного магнитных полей. 6. Что характеризует магнитный поток, или поток вектора магнитной индукции? 7. От чего зависит магнитный поток, пронизывающий площадь плоского контура, помещенного в однородное магнитное поле? 8. При какой ориентации контура по отношению к линиям магнитной индукции магнитный поток, пронизывающий площадь этого контура, максимален; равен нулю?
Содержание нового материала. Опыты Фарадея. Причина возникновения индукционного тока. Определение явления электромагнитной индукции. Техническое применение явления электромагнитной индукции.
Закрепление материала. Вопросы после § 39. Решение задач 1905, 1906, 1907, 1908 из Сборника.
Домашнее задание. § 39. Упражнение 36.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть регулятивными УУД при решении качественных задач на явление электромагнитной индукции, при выдвижении гипотез о возникновении индукционного тока в замкнутом контуре; развивать навыки монологической и диалогической речи; учиться выражать свои мысли при ответах на вопросы после параграфа.
Личностные: сформировать познавательный интерес к изучению явления электромагнитной индукции; самостоятельность в приобретении новых знаний о техническом применении явления электромагнитной индукции в электротехнике и радиотехнике; ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; развивать творческую инициативу.
Общие предметные: изучить явление электромагнитной индукции, пользуясь методами научного познания, планировать и выполнять эксперимент по возникновению индукционного тока в замкнутом контуре; применять полученные знания при решении качественных задач; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа.
Частные предметные: наблюдать и описывать опыты, подтверждающие появление электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного поля, пронизывающего контур, делать выводы; приводить примеры технического применения явления электромагнитной индукции.
Методические замечания
Урок следует начать с проведения проверочной работы, рассчитанной на 10—15 мин. Возможно использование вариантов 1 и 2 СР-14 “Электромагнитное поле” (задачи 1 и 2) из пособия “Физика. Дидактические материалы. 9 класс” (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).
Изложение нового материала можно начать с примеров технического применения явления электромагнитной индукции, используя компьютер и электронную доску. Затем показать презентацию “Майкл Фарадей и явление электромагнитной индукции”, которую подготовили заранее учащиеся (по желанию или получившие это дополнительное домашнее задание от учителя). Остановить презентацию на слайде с записью в дневнике М. Фарадея в 1822 г.: “Превратить магнетизм в электричество”. Затем продемонстрировать серию опытов по возникновению индукционного тока в катушке (по рис. 119, 120 учебника). Обсудить эти опыты. Рассмотреть вращение замкнутого контура в магнитном поле (по рис. 121 учебника). Прийти к выводу, что при всяком изменении магнитного потока, пронизывающего площадь, ограниченную замкнутым проводником, в этом проводнике возникает электрический ток, существующий в течение всего процесса изменения магнитного потока. Продолжить показ слайдов презентации об ученых и техниках разных стран, которые внесли большой вклад в развитие электротехники.