Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год
Поурочно-тематическое планирование изучения учебного материала - ПРИЛОЖЕНИЯ
№ урока, тема |
Содержание урока |
Вид деятельности ученика |
ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ (34 ч) |
||
1/1. Материальная точка. Система отсчета (§ 1) |
Описание движения. Материальная точка как модель тела. Критерии замены тела материальной точкой. Поступательное движение. Система отсчета. Демонстрации. Определение координаты (пути, траектории, скорости) материальной точки в заданной системе отсчета |
— Наблюдать и описывать прямолинейное равномерное движение тележки с капельницей; — определять по ленте со следами капель вид движения тележки, пройденный ею путь и промежуток времени от начала движения до остановки; — обосновывать возможность замены тележки ее моделью — материальной точкой — для описания движения |
2/2. Перемещение (§ 2) |
Вектор перемещения и необходимость его введения для определения положения движущегося тела в любой момент времени. Различие между понятиями “путь” и “перемещение”. Демонстрации. Путь и перемещение |
— Приводить примеры, в которых координату движущегося тела в любой момент времени можно определить, зная его начальную координату и совершенное им за данный промежуток времени перемещение, и нельзя, если вместо перемещения задан пройденный путь |
3/3. Определение координаты движущегося тела (§ 3) |
Векторы, их модули и проекции на выбранную ось. Нахождение координаты тела по его начальной координате и проекции вектора перемещения |
— Определять модули и проекции векторов на координатную ось; — записывать уравнение для определения координаты движущегося тела в векторной и скалярной форме, использовать его для решения задач |
4/4. Скорость прямолинейного равномерного движения (§ 4) |
Прямолинейное равномерное движение, скорость, направление вектора скорости, проекции вектора скорости на выбранную ось, единицы скорости, формула для расчета скорости |
— Давать определение прямолинейного равномерного движения; — понимать, что характеризует скорость; определять проекции вектора скорости на выбранную ось; — решать задачи на расчет скорости тела при прямолинейном равномерном движении; — строить график скорости тела при прямолинейном равномерном движении |
5/5. Перемещение при прямолинейном равномерном движении (§ 4) |
Для прямолинейного равномерного движения: определение вектора скорости, формулы для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела, формула для вычисления координаты движущегося тела в любой момент времени (уравнение движения), равенство модуля вектора перемещения (пути) и площади под графиком скорости. Демонстрации. Равномерное движение, измерение скорости тела при равномерном движении, построение графика скорости и вычисление по нему пройденного пути |
— наблюдать и описывать прямолинейное равномерное движение тележки с капельницей; — записывать формулы: для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела, для вычисления координаты движущегося тела в любой заданный момент времени; доказывать равенство модуля вектора перемещения пройденному пути и площади под графиком скорости; — строить график скорости |
6/6. Графики зависимости кинематических величин от времени при прямолинейном равномерном движении (§ 4) |
График скорости тела при прямолинейном равномерном движении и его анализ, графический способ нахождения пройденного пути по графику скорости, график прямолинейного равномерного движения и его анализ |
— Строить график скорости тела при прямолинейном равномерном движении; — строить график прямолинейного равномерного движения; — уметь по графикам определять вид движения, необходимые характеристики движения |
7/7. Средняя скорость (§ 5) |
Средняя путевая скорость, модуль средней скорости перемещения |
— Решать задачи на расчет средней путевой скорости и модуля средней скорости перемещения |
8/8. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение (§ 5) |
Мгновенная скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Демонстрации. Определение ускорения прямолинейного равноускоренного движения |
— Объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение; приводить примеры равноускоренного движения; — записывать формулу для определения ускорения в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось; — применять формулу для расчета ускорения при решении расчетных задач |
9/9. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости (§ 6) |
Формулы для определения вектора скорости и его проекции. График зависимости проекции вектора скорости от времени при равноускоренном движении для случаев, когда векторы скорости и ускорения сонаправлены и направлены в противоположные стороны. Демонстрации. Зависимость скорости от времени при прямолинейном равноускоренном движении |
— Записывать формулу скорости тела при прямолинейном равноускоренном движении в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось; — читать и строить графики скорости; — решать расчетные и качественные задачи с применением этих формул |
10/10. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении (§ 7) |
Вывод формулы перемещения геометрическим путем. Демонстрации. Зависимость скорости от времени при прямолинейном равноускоренном движении |
— Записывать формулу проекции перемещения тела при прямолинейном равноускоренном движении; приводить формулу пути; — записывать уравнение прямолинейного равноускоренного движения x(t); — решать расчетные и качественные задачи с применением этих формул |
11/11. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости (§ 8) |
Закономерности, присущие прямолинейному равноускоренному движению без начальной скорости. Демонстрации. Зависимость модуля перемещения от времени при прямолинейном равноускоренном движении с нулевой начальной скоростью (по рис. 2 или 21 учебника) |
— Наблюдать движение тележки с капельницей; — делать выводы о характере движения тележки; — вычислять модуль вектора перемещения, совершенного прямолинейно и равноускоренно движущимся телом за п-ю секунду от начала движения, по модулю перемещения, совершенного им за k-ю секунду |
12/12. Лабораторная работа № 1 |
Определение ускорения движения бруска по наклонной плоскости и его мгновенной скорости в конце заданного пути, пройденного за определенный промежуток времени, при его прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. Лабораторная работа № 1 “Исследование равноускоренного движения без начальной скорости”. Демонстрации. Прямолинейное равноускоренное движение бруска по наклонной плоскости без начальной скорости |
— Измерять пройденный путь и время движения бруска; — рассчитывать ускорение бруска и его мгновенную скорость при прямолинейном равноускоренном движении; — работать в группе (парами); — использовать знания и навыки измерения пути и времени движения в быту; — приводить примеры прямолинейного равноускоренного движения в быту и технике, различных числовых значений ускорения движения тел |
13/13. Решение задач |
Решение расчетных задач на прямолинейное равноускоренное движение |
— Решать расчетные задачи на прямолинейное равноускоренное движение |
14/14. Графики зависимости кинематических величин от времени при прямолинейном равноускоренном движении |
Графики скорости, ускорения при прямолинейном равноускоренном движении и их анализ, графический способ нахождения пройденного пути по графику скорости, график прямолинейного равноускоренного движения и его анализ |
— Строить графики скорости и ускорения при прямолинейном равноускоренном движении; — строить график прямолинейного равноускоренного движения; — уметь по графикам определять вид движения, необходимые характеристики движения |
15/15. Решение задач |
Решение графических задач на прямолинейное равноускоренное движение |
— Понимать и уметь анализировать графики скорости, ускорения, график прямолинейного равноускоренного движения; — строить графики скорости, ускорения, график прямолинейного равноускоренного движения |
16/16. Контрольная работа № 1 |
Контрольная работа по теме “Прямолинейное равноускоренное движение” |
— Применять знания о прямолинейном равноускоренном движении к решению задач |
17/17. Относительность движения (§ 9) |
Относительность траектории, перемещения, пути, скорости. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Причина смены дня и ночи на Земле (в гелиоцентрической системе). Демонстрации. Относительность траектории, перемещения, скорости с помощью маятника |
— Наблюдать и описывать движение маятника в двух системах отсчета, одна из которых связана с землей, а другая с лентой, движущейся равномерно относительно земли; — сравнивать траектории, пути, перемещения, скорости маятника в указанных системах отсчета; приводить примеры, поясняющие относительность движения; — пользоваться полученными знаниями об относительности механического движения в повседневной жизни |
18/18. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона (§ 10) |
Причины движения с точки зрения Аристотеля и его последователей. Закон инерции. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета (ИСО). Демонстрации. Явление инерции |
— Наблюдать проявление инерции; — приводить примеры проявления инерции; — решать качественные задачи на применение первого закона Ньютона |
19/19. Второй закон Ньютона (§11) |
Второй закон Ньютона. Единица измерения силы. Демонстрации. Второй закон Ньютона |
— Записывать формулу второго закона Ньютона в векторном и скалярном виде; — решать расчетные и качественные задачи на применение второго закона Ньютона |
20/20. Третий закон Ньютона (§ 12) |
Третий закон Ньютона. Силы, возникающие при взаимодействии тел: а) имеют одинаковую природу, б) приложены к разным телам. Демонстрации. Третий закон Ньютона (по рис. 22—24 учебника) |
— Наблюдать, описывать и объяснять опыты, иллюстрирующие справедливость третьего закона Ньютона; — записывать третий закон Ньютона в виде формулы; решать качественные и расчетные задачи на применение этого закона |
21/21. Свободное падение тел (§ 13) |
Ускорение свободного падения. Падение тел в воздухе и разреженном пространстве. Демонстрации. Падение тел в воздухе и в разреженном пространстве (опыт с трубкой Ньютона по рис. 29 учебника) |
— Наблюдать падение одних и тех же тел в воздухе и разреженном пространстве; — делать выводы о движении тел с одинаковым ускорением при действии на них только силы тяжести |
22/22. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость (§ 14) |
Уменьшение модуля вектора скорости при противоположном направлении векторов начальной скорости и ускорения свободного падения. Невесомость. Демонстрации. Невесомость (по рис. 31 из учебника) |
— Наблюдать опыты, свидетельствующие о состоянии невесомости тел; — сделать вывод об условиях, при которых тела находятся в состоянии невесомости; — приводить примеры свободного падения в быту и технике, числового значения ускорения свободного падения тел |
23/23. Лабораторная работа № 2 |
Определение ускорения свободного падения при его прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. Лабораторная работа № 2 “Измерение ускорения свободного падения”. Демонстрации. Прямолинейное равноускоренное движение бруска по вертикали без начальной скорости |
— Измерять пройденный путь (высоту падения) и время движения бруска; — рассчитывать ускорение свободного падения бруска; — работать в группе (парами); — использовать знания и навыки измерения пути и времени движения в быту |
24/24. Закон всемирного тяготения (§ 15) |
Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Демонстрации. Падение на землю тел, не имеющих опоры или подвеса |
— Понимать смысл закона всемирного тяготения; объяснять явление притяжения тел и использовать эти знания в повседневной жизни; — записывать закон всемирного тяготения в виде математического уравнения; — решать расчетные задачи на применение этого закона |
25/25. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах (§ 16) |
Формула для определения ускорения свободного падения. Зависимость ускорения свободного падения от географической широты места и высоты над поверхностью Земли |
— Выводить формулу для определения ускорения свободного падения; — понимать, как зависит ускорение свободного падения от географической широты места и высоты тела над поверхностью Земли; — использовать эти знания в повседневной жизни; решать расчетные задачи на применение формулы для определения ускорения свободного падения |
26/26. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью (§ 17, 18) |
Условие криволинейности движения. Направление вектора скорости тела при его криволинейном движении (в частности, по окружности). Центростремительное ускорение. Демонстрации. Примеры прямолинейного и криволинейного движения: свободное падение мяча, который выронили из рук, и движение мяча, брошенного горизонтально. Направление скорости при движении тела по окружности (по рис. 39 учебника) |
— Приводить примеры прямолинейного и криволинейного движения тел; — называть условия, при которых тела движутся прямолинейно и криволинейно; — вычислять модуль центростремительного ускорения; изображать на рисунках векторы скорости и центростремительного ускорения при движении точки по окружности; — объяснять причину возникновения центростремительного ускорения при равномерном движении точки по окружности |
27/27. Решение задач |
Решение задач по кинематике на равномерное движение точки по окружности с постоянной по модулю скоростью |
— Понимать и уметь объяснять причину возникновения центростремительного ускорения при равномерном движении точки по окружности; — решать расчетные и качественные задачи на равномерное движение точки по окружности |
28/28. Искусственные спутники Земли (§ 19) |
Искусственные спутники Земли, первая космическая скорость, вторая космическая скорость |
— Рассказывать о движении ИСЗ; — понимать и выводить формулу первой космической скорости; — называть числовые значения первой и второй космических скоростей; — слушать доклады об истории развития космонавтики |
29/29. Импульс тела (§ 20) |
Причины введения в науку физической величины — импульс тела. Импульс тела (формулировка, математическая запись). Единица импульса тела. Замкнутая система тел. Изменение импульса тела. Демонстрации. Импульс тела (по рис. 44 учебника) |
— Давать определение импульса тела, знать его единицу; — объяснять, какая система тел называется замкнутой, приводить примеры замкнутой системы; — использовать знания об импульсе тела и его изменении в повседневной жизни |
30/30. Закон сохранения импульса (§ 21) |
Изменение импульсов тел при их взаимодействии. Вывод закона сохранения импульса. Демонстрации. Закон сохранения импульса (по рис. 44 учебника) |
— Записывать закон сохранения импульса; понимать смысл закона сохранения импульса; — использовать знания о законе сохранения импульса в повседневной жизни |
31/31. Реактивное движение. Ракеты (§21) |
Сущность и примеры реактивного движения. Назначение, конструкция и принцип действия ракеты. Многоступенчатые ракеты. Демонстрации. Реактивное движение. Ракеты |
— Наблюдать и объяснять полет модели ракеты; приводить примеры реактивного движения в природе и технике; — использовать знания о реактивном движении и ракетах в повседневной жизни |
32/32. Решение задач (§ 20, 21) |
Решение задач на реактивное движение, на закон сохранения импульса |
— Понимать и уметь объяснять реактивное движение; — решать расчетные и качественные задачи на применение закона сохранения импульса при реактивном движении |
33/33. Вывод закона сохранения механической энергии (§ 22) |
Закон сохранения механической энергии. Вывод закона и его применение к решению задач. Демонстрации. Свободное падение шарика с некоторой высоты на пол |
— Использовать знания о превращении механической энергии в повседневной жизни; — приводить примеры превращения одного вида механической энергии в другой; — понимать смысл закона сохранения механической энергии; — решать расчетные и качественные задачи на применение закона сохранения механической энергии |
34/34. Контрольная работа № 2 |
Контрольная работа по теме “Законы сохранения в механике” |
— Применять знания о законе сохранения импульса и законе сохранения механической энергии к решению задач |
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК (15 ч) |
||
35/1. Колебательное движение (§ 23) |
Примеры колебательного движения. Общие черты разнообразных колебаний. Демонстрации. Примеры колебательных движений (по рис. 52 учебника) |
— Определять колебательное движение по его признакам; — приводить примеры колебаний в природе, быту и технике |
36/2. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник (§ 23) |
Динамика колебаний горизонтального пружинного маятника. Свободные колебания, колебательные системы, маятник. Демонстрации. Экспериментальная задача на повторение закона Гука и измерение жесткости пружины. Нитяной (математический) маятник |
— Описывать динамику свободных колебаний пружинного и математического маятников; — измерять жесткость пружины |
37/3. Величины, характеризующие колебательное движение (§ 24) |
Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Зависимость периода и частоты нитяного маятника от его длины. Демонстрации. Период колебаний пружинного маятника; экспериментальный вывод зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы колеблющегося груза и жесткости пружины |
— Называть величины, характеризующие колебательное движение; — записывать формулу взаимосвязи периода и частоты колебаний; — проводить экспериментальное исследование зависимости периода пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины |
38/4. Гармонические колебания (§ 25) |
Примеры гармонических колебаний. Общие черты гармонических колебаний. Демонстрации. Примеры гармонических колебаний (по рис. 65 учебника) |
— Определять гармонические колебания по их признакам; — приводить примеры гармонических колебаний в природе, быту и технике |
39/5. Лабораторная работа № 3 |
Экспериментальное исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины. Лабораторная работа № 3 “Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины”. Демонстрации. Свободные колебания нитяного маятника |
— Определять количество (число) колебаний маятника, измерять время этого количества колебаний; рассчитывать период и частоту колебаний маятника; — работать в группе (парами); — использовать знания зависимости периода и частоты колебаний маятника от его длины в быту |
40/6. Затухающие колебания. Вынужденные колебания (§ 26) |
Превращение механической энергии колебательной системы во внутреннюю. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Частота установившихся вынужденных колебаний. Демонстрации. Преобразование энергии в процессе свободных колебаний. Затухание свободных колебаний. Вынужденные колебания |
— Объяснять причину затухания свободных колебаний; называть условие существования незатухающих колебаний; — пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни |
41/7. Резонанс (§ 27) |
Условия наступления и физическая сущность явления резонанса. Учет резонанса в практике. Демонстрации. Резонанс маятников (по рис. 68 учебника) |
— Понимать физическую сущность явления резонанса; объяснять, в чем заключается явление резонанса; приводить примеры полезных и вредных проявлений резонанса и пути устранения вредных проявлений резонанса |
42/8. Распространение колебаний в среде. Волны (§ 28) |
Механизм распространения упругих колебаний. Механические волны. Поперечные и продольные упругие волны в твердых, жидких и газообразных средах. Демонстрации. Образование и распространение поперечных и продольных волн (по рис. 69—71 учебника) |
— Различать поперечные и продольные волны; описывать механизм образования волн; — называть физические величины, характеризующие волновой процесс; — применять полученные знания в повседневной жизни |
43/9. Длина волны. Скорость распространения волн (§ 29) |
Характеристики волн: скорость, длина волны, частота и период колебаний. Связь между этими величинами. Демонстрации. Длина волны (по рис. 72 учебника) |
— Называть физические величины, характеризующие упругие волны; — записывать формулы взаимосвязи между ними; применять полученные знания в повседневной жизни |
44/10. Источники звука. Звуковые колебания (§ 30) |
Источники звука — тела, колеблющиеся с частотой 16 Гц — 20 кГц. Ультразвук и инфразвук. Эхолокация. Демонстрации. Колеблющееся тело как источник звука (по рис. 74—76 учебника) |
— Называть диапазон частот звуковых волн; приводить примеры источников звука; — приводить обоснование того, что звук является продольной волной; — использовать полученные знания в повседневной жизни |
45/11. Высота, тембр и громкость звука (§ 31) |
Зависимость высоты звука от частоты, а громкости звука — от амплитуды и некоторых других причин. Тембр звука. Демонстрации. Зависимость высоты звука от частоты (по рис. 79 учебника). Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний (по рис. 76 учебника) |
— Называть физические величины, характеризующие звуковые волны; — на основании увиденных опытов выдвигать гипотезы относительно зависимости высоты тона от частоты, а громкости — от амплитуды колебаний источника звука; — применять полученные знания в повседневной жизни |
46/12. Распространение звука. Звуковые волны (§32) |
Наличие среды — необходимое условие распространения звука. Скорость звука в различных средах. Демонстрации. Необходимость упругой среды для передачи звуковых колебаний (по рис. 80 учебника) |
— На основании увиденных опытов выдвигать гипотезы о зависимости скорости звука от свойств среды и от ее температуры; — объяснять, почему в газах скорость звука возрастает с повышением температуры; — применять полученные знания в повседневной жизни |
47/13. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс (§ 33) |
Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Демонстрации. Отражение звуковых волн. Звуковой резонанс (по рис. 84 учебника) |
— Объяснять наблюдаемый опыт по возбуждению колебаний одного камертона звуком, испускаемым другим камертоном такой же частоты; — уметь объяснять принцип действия рупора; применять полученные знания в повседневной жизни |
48/14. Решение задач |
Решение задач на механические колебания и волны |
— Решать расчетные и графические задачи на механические колебания и волны |
49/15. Контрольная работа № 3 |
Контрольная работа № 3 по теме “Механические колебания и волны. Звук” |
— Применять знания о характеристиках механических колебаний и волн к решению задач |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (25 ч) |
||
50/1. Магнитное поле и его графическое изображение (§ 34) |
Источники магнитного поля. Гипотеза Ампера. Графическое изображение магнитного поля. Демонстрации. Пространственная модель магнитного поля постоянного магнита. Демонстрация спектров магнитного поля токов |
— Объяснять наблюдаемые опыты по поведению магнитной стрелки в магнитном поле проводника с током; — делать выводы о замкнутости магнитных линий и об ослаблении магнитного поля с удалением от проводника с током; — изображать графически линии магнитного поля постоянного полосового магнита, прямого проводника с током, соленоида |
51/2. Однородное и неоднородное магнитные поля (§ 34) |
Однородное и неоднородное магнитные поля. Графическое изображение магнитного поля. Линии неоднородного и однородного магнитного поля. Демонстрации. Демонстрация спектров однородного и неоднородного магнитных полей |
— Делать выводы о замкнутости магнитных линий; — изображать графически линии однородного и неоднородного магнитных полей |
52/3. Направление тока и направление линий его магнитного поля (§ 35) |
Связь направления линий магнитного поля с направлением тока в проводнике. Правило буравчика. Правило правой руки для соленоида. Демонстрации. Направление линий магнитного поля, созданного прямым проводником с током (по рис. 94 учебника). Применение правила буравчика: проводник с током расположен перпендикулярно плоскости чертежа и проводник с током расположен в плоскости чертежа (по рис. 95, 96 учебника) |
— Объяснять наблюдаемые опыты по поведению магнитной стрелки в магнитном поле прямого проводника с током и соленоида; — формулировать правило буравчика для прямого проводника с током; — формулировать правило правой руки для соленоида; определять направление электрического тока в проводниках и направление линий магнитного поля |
53/4. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки (§ 36) |
Действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу. Правило левой руки. Демонстрации. Действие магнитного поля на проводник с током (по рис. 101 учебника) |
— Применять правило левой руки; — определять направление силы, действующей на электрический заряд, движущийся в магнитном поле; — определять знак заряда и направление движения заряженной частицы в магнитном поле |
54/5. Индукция магнитного поля (§37) |
Индукция магнитного поля. Модуль вектора магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Единицы магнитной индукции. Демонстрации. Действие магнитного поля полосового магнита на железные кнопки или железные опилки (по рис. 111 учебника) |
— Записывать формулу взаимосвязи модуля вектора магнитной индукции магнитного поля с модулем силы, действующей на проводник длиной 1, расположенный перпендикулярно линиям магнитной индукции, и силой тока в проводнике |
55/6. Магнитный поток (§ 38) |
Магнитный поток. Зависимость магнитного потока, пронизывающего площадь контура, от площади контура, ориентации плоскости контура по отношению к линиям магнитной индукции и от модуля вектора магнитной индукции магнитного поля. Демонстрации. Действие магнитного поля полосового магнита на железные кнопки или железные опилки (по рис. 111 учебника) |
— Понимать, что такое магнитный поток, что он характеризует; — описывать зависимость магнитного потока от индукции магнитного поля, пронизывающего площадь контура и от его ориентации по отношению к линиям магнитной индукции |
56/7. Явление электромагнитной индукции (§ 39) |
Опыты Фарадея. Причина возникновения индукционного тока. Определение явления электромагнитной индукции. Техническое применение явления электромагнитной индукции. Демонстрации. Электромагнитная индукция (по рис. 119—121 учебника) |
— Наблюдать и описывать опыты, подтверждающие появление электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного поля, пронизывающего контур, делать выводы; — приводить примеры технического использования явления электромагнитной индукции |
57/8. Лабораторная работа № 4 |
Экспериментальное изучение явления электромагнитной индукции. Лабораторная работа № 4 “Изучение явления электромагнитной индукции”. |
— Проводить исследовательский эксперимент по изучению явления электромагнитной индукции; — анализировать результаты эксперимента и делать выводы; |
Демонстрации. Электромагнитная индукция (по рис. 196—198 учебника) |
— работать в группе (парами) |
|
58/9. Направление индукционного тока. Правило Ленца (§ 40) |
Возникновение индукционного тока в алюминиевом кольце при изменении проходящего сквозь кольцо магнитного потока. Правило Ленца. Демонстрации. Взаимодействие алюминиевых колец (сплошного и с прорезью) с постоянным полосовым магнитом (по рис. 123—127 учебника) |
— Наблюдать взаимодействие алюминиевых колец с постоянным магнитом; — объяснять физическую суть правила Ленца и формулировать его; — применять правило Ленца и правило правой руки для определения направления индукционного тока в проволочном витке и катушке |
59/10. Явление самоиндукции (§41) |
Физическая суть явления самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Демонстрации. Проявление самоиндукции при замыкании и размыкании электрической цепи (по рис. 128,129 учебника) |
— Наблюдать и объяснять явление самоиндукции; понимать физический смысл индуктивности и то, что появление индукционного тока при размыкании цепи свидетельствует об энергии магнитного поля тока |
60/11. Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор (§ 42) |
Переменный электрический ток. Электромеханический индукционный генератор (как пример — гидрогенератор). Потери энергии в линиях электропередачи (ЛЭП), способы уменьшения потерь. Назначение, устройство и принцип действия трансформатора, его применение при передаче электроэнергии. Демонстрации. Трансформатор универсальный |
— Рассказывать об устройстве и принципе действия генератора переменного тока; — называть способы уменьшения потерь электроэнергии при передаче ее на большие расстояния; — рассказывать о назначении, устройстве, принципе действия трансформатора и его применении |
61/12. Электромагнитное поле (§ 43) |
Электромагнитное поле, его источник. Различие между вихревым электрическим и электростатическим полями |
— Понимать причину возникновения электромагнитного поля; — описывать различия между вихревым электрическим и электростатическим полями |
62/13. Электромагнитные волны (§ 44) |
Электромагнитные волны: скорость, поперечность, длина волны, причина возникновения волн. Шкала электромагнитных волн. Демонстрации. Излучение и прием электромагнитных волн |
— Наблюдать опыт по излучению и приему электромагнитных волн; — понимать, что скорость распространения электромагнитных волн есть самая большая скорость в природе, что она равна скорости света в вакууме; — уметь читать шкалу электромагнитных волн |
63/14. Конденсатор |
Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсатор. Виды конденсаторов. Энергия конденсатора. Демонстрации. Различные виды конденсаторов |
— Записывать формулу электроемкости; — понимать, что электроемкость не зависит от заряда проводников и напряжения между ними; — приводить примеры различных видов конденсаторов, их применение в технике; — записывать формулу энергии конденсатора |
64/15. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний (§ 45) |
Высокочастотные электромагнитные колебания и волны — необходимые средства для осуществления радиосвязи. Колебательный контур, получение электромагнитных колебаний. Формула Томсона. Демонстрации. Регистрация свободных электрических колебаний (по рис. 137 учебника) |
— Наблюдать свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре; — делать выводы; — решать расчетные задачи на формулу Томсона |
65/16. Принципы радиосвязи и телевидения (§ 46) |
Блок-схема передающего и приемного устройств для осуществления радиосвязи. Амплитудная модуляция и детектирование высокочастотных колебаний |
— Рассказывать о принципах радиосвязи и телевидения; — слушать доклад “Развитие средств и способов передачи информации на далекие расстояния с древних времен и до наших дней”; — применять полученные знания в повседневной жизни |
66/17. Электромагнитная природа света (§ 47) |
Свет как частный случай электромагнитных волн. Диапазон видимого излучения на шкале электромагнитных волн. Частицы электромагнитного излучения — фотоны (кванты) |
— Называть различные диапазоны электромагнитных волн; — понимать двойственность свойств света, т. е. его дуализм; — применять полученные знания в повседневной жизни |
67/18. Преломление света. Физический смысл показателя преломления (§ 48) |
Закон преломления света. Физический смысл показателя преломления. Демонстрации. Преломление светового луча (по рис. 141 учебника) |
— Объяснять физический смысл показателя преломления; — применять полученные знания в повседневной жизни |
68/19. Дисперсия света. Цвета тел (§ 49) |
Явление дисперсии. Разложение белого света в спектр. Получение белого света путем сложения спектральных цветов Демонстрации. Опыты по рис. 145—149 учебника |
— Наблюдать разложение белого света в спектр при его прохождении сквозь призму и получение белого света путем сложения спектральных цветов с помощью линзы; — объяснять суть и давать определение дисперсии света; — применять полученные знания в повседневной жизни |
69/20. Спектроскоп и спектрограф (§ 49) |
Устройство двухтрубного спектроскопа, его назначение, принцип действия. Спектрограф, спектрограмма. Демонстрации. Опыты по рис. 151—152 учебника |
— Рассказывать об устройстве и принципе действия двухтрубного спектроскопа, его применении; — рассказывать о назначении, устройстве, принципе действия спектрографа и его применении |
70/21. Типы оптических спектров (§ 50) |
Сплошной и линейчатые спектры, условия их получения. Спектры испускания и поглощения. Закон Кирхгофа. Атомы — источники излучения и поглощения света. Демонстрации. Сплошной или непрерывный спектр испускания (излучения), линейчатые спектры испускания |
— Наблюдать сплошной и линейчатые спектры испускания; — называть условия образования сплошных и линейчатых спектров испускания |
71/22. Лабораторная работа № 5 |
Экспериментальное изучение типов оптических спектров испускания: сплошного и линейчатых. Лабораторная работа № 5 “Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания”. Демонстрации. Сплошной или непрерывный спектр испускания (излучения), линейчатые спектры испускания |
— Наблюдать сплошной и линейчатые спектры испускания; — анализировать результаты эксперимента и делать выводы; — зарисовывать различные типы спектров испускания; — работать в группе (парами) |
72/23. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров (§51) |
Объяснение излучения и поглощения света атомами и происхождения линейчатых спектров на основе постулатов Бора |
— Объяснять излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора |
73/24. Решение задач |
Решение задач на электромагнитные колебания и волны |
— Решать расчетные и графические задачи на электромагнитные колебания и волны |
74/25. Контрольная работа N° 4 |
Контрольная работа № 4 по теме “Электромагнитное поле” |
— Применять знания о электромагнитных колебаниях и волнах к решению задач |
СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА (20 ч) |
||
75/1. Радиоактивность (§ 52) |
Сложный состав радиоактивного излучения: альфа-, бета- и гамма- частицы |
— Описывать опыты Резерфорда по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения |
76/2. Модели атомов (§ 52) |
Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Планетарная модель атома |
— Описывать опыты Резерфорда по исследованию с помощью рассеяния альфа-частиц строения атома; — описывать модели атомов Томсона и Резерфорда |
77/3. Радиоактивные превращения атомных ядер (§ 53) |
Превращения ядер при радиоактивном распаде на примере альфа-распада радия. Обозначение ядер химических элементов. Массовое и зарядовое числа. Закон сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях. Демонстрации. Таблица “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева” |
— Понимать и объяснять суть законов сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях; — применять эти законы при записи уравнений ядерных реакций |
78/4. Экспериментальные методы исследования частиц (§ 54) |
Назначение, устройство и принцип действия счетчика Гейгера и камеры Вильсона |
— Рассказывать о назначении, устройстве и принципе действия счетчика Гейгера и камеры Вильсона |
79/5. Лабораторная работа № 6 |
Лабораторная работа № 6 “Измерение естественного радиационного фона дозиметром” |
— Измерять мощность радиационного фона дозиметром; — сравнивать полученный результат с наибольшим допустимым для человека значением; — работать в группе (парами) |
80/6. Открытие протона и нейтрона (§ 55) |
Выбивание альфа-частицами протонов из ядер атомов азота. Наблюдение по фотографиям образовавшихся в камере Вильсона треков частиц, участвовавших в ядерной реакции. Открытие и свойства нейтрона. Демонстрации. Фотография треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона (по рис. 161 учебника) |
— Применять законы сохранения массового числа и заряда для записи уравнений ядерных реакций |
81/7. Состав атомного ядра. Ядерные силы (§ 56) |
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл массового и зарядового чисел. Особенности ядерных сил. Изотопы. Демонстрации. Таблица “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева” |
— Объяснять физический смысл понятий: массовое и зарядовое числа; — понимать, чем различаются ядра изотопов |
82/8. Энергия связи. Дефект масс (§ 57) |
Энергия связи. Внутренняя энергия атомных ядер. Взаимосвязь массы и энергии. Дефект масс. Выделение или поглощение энергии в ядерных реакциях. Демонстрации. Таблица “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева” |
— Объяснять физический смысл понятий: энергия связи, дефект масс |
83/9. Решение задач |
Решение задач на дефект масс и энергию связи атомных ядер |
— Решать расчетные задачи на дефект масс и энергию связи атомных ядер |
84/10. Деление ядер урана. Цепная реакция (§ 58) |
Модель процесса деления ядра урана. Выделение энергии. Условия протекания управляемой цепной реакции. Критическая масса. Демонстрации. Таблица “Цепная ядерная реакция”, фотография треков (по рис. 201 учебника) |
— Описывать процесс деления ядра атома урана; объяснять физический смысл понятий: цепная реакция, критическая масса; — называть условия протекания управляемой цепной реакции |
85/11. Лабораторная работа № 7 |
Лабораторная работа № 7 “Изучение деления ядра урана по фотографии треков” |
— Применять закон сохранения импульса для объяснения движения двух ядер, образовавшихся при делении ядра атома урана; — применять законы сохранения массового числа и заряда для записи уравнения ядерной реакции |
86/12. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию (§ 59) |
Назначение, устройство, принцип действия ядерного реактора на медленных нейтронах. Преобразование энергии ядер в электрическую энергию. Демонстрации. Таблица “Ядерный реактор” |
— Рассказывать о назначении ядерного реактора на медленных нейтронах, его устройстве и принципе действия |
87/13. Атомная энергетика (§ 60) |
Преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций. Дискуссия на тему “Экологические последствия использования тепловых, атомных и гидроэлектростанций” |
— Называть преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций; — применять полученные знания в повседневной жизни |
88/14. Биологическое действие радиации (§ 61) |
Физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Способы защиты от радиации |
— Называть физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза; — слушать доклад о биологическом действии радиоактивных излучений; — применять полученные знания в повседневной жизни |
89/15. Закон радиоактивного распада (§ 61) |
Период полураспада радиоактивных веществ. Закон радиоактивного распада |
— Давать определение физической величины период полураспада; — понимать физический смысл закона радиоактивного распада; — записывать формулу закона радиоактивного распада |
90/16. Термоядерная реакция (§ 62) |
Условия протекания и примеры термоядерных реакций. Выделение энергии и перспективы ее использования. Источники энергии Солнца и звезд |
— Называть условия протекания термоядерной реакции; — приводить примеры термоядерных реакций |
91/17. Элементарные частицы. Античастицы |
Элементарные частицы, позитрон, процесс аннигиляции, антипротон, антинейтрон, антивещество. Демонстрации. Фотография треков электрон-позитронной пары в магнитном поле (по рис. 166 учебника) |
— Понимать смысл слов: “элементарный”, “антивещество”; — называть частицы: позитрон, антинейтрон, антипротон; — рассказывать, в чем заключается процесс аннигиляции |
92/18. Решение задач |
Решение задач на дефект масс и энергию связи атомных ядер, на закон радиоактивного распада. |
— Решать расчетные задачи на дефект масс и энергию связи атомных ядер, на закон радиоактивного распада |
93/19. Контрольная работа № 5 |
Контрольная работа № 5 по теме “Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер” |
— Применять знания к решению задач по теме “Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер” |
94/20. Лабораторная работа № 8. Лабораторная работа № 9 |
Лабораторная работа № 8 “Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона”. Лабораторная работа № 9 “Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям” (выполняется дома) |
— Строить график зависимости мощности дозы излучения продуктов распада родона от времени; — оценивать по графику период полураспада продуктов распада радона; — представлять результаты измерений в виде таблиц |
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 ч) |
||
95/1. Состав, строение и происхождение Солнечной системы (§ 63) |
Состав Солнечной системы: Солнце, восемь больших планет (шесть из которых имеют спутники), пять планет-карликов, астероиды, кометы, метеорные тела. Формирование Солнечной системы. Демонстрации. Слайды или фотографии небесных объектов |
— Наблюдать слайды или фотографии небесных объектов; — называть группы объектов, входящих в Солнечную систему; — приводить примеры изменения вида звездного неба в течение суток |
96/2. Большие планеты Солнечной системы (§ 64) |
Земля и планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет-гигантов. Демонстрации. Слайды или фотографии Земли, планет земной группы и планет-гигантов |
— Анализировать слайды или фотографии планет; сравнивать планеты земной группы, планеты- гиганты |
97/3. Малые тела Солнечной системы (§ 65) |
Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеорные тела. Образование хвостов комет. Радиант. Метеорит. Болид |
— Описывать фотографии малых тел Солнечной системы |
98/4. Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд (§ 66) |
Солнце и звезды: слоистая (зонная) структура, магнитное поле. Источники энергии Солнца и звезд — тепло, выделяемое при протекании в их недрах термоядерных реакций. Стадии эволюции Солнца. Самостоятельная работа по теме “Малые тела Солнечной системы”. Демонстрации. Таблица “Строение Солнца”. Фотографии солнечных пятен, солнечной короны |
— Объяснять физические процессы, происходящие в недрах Солнца и звезд; — называть причины образования пятен на Солнце; анализировать фотографии солнечной короны и образований в ней |
99/5. Строение и эволюция Вселенной (§ 67) |
Галактики. Метагалактика. Три возможные модели нестационарной Вселенной, предложенные А. А. Фридманом. Экспериментальное подтверждение Хабблом расширения Вселенной. Закон Хаббла. Демонстрации. Фотографии галактик |
— Описывать три модели нестационарной Вселенной, предложенные Фридманом; — объяснять, в чем проявляется не стационарность Вселенной; — записывать закон Хаббла |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (6 ч) |
||
100/1. Законы взаимодействия и движения тел |
Повторение основных определений и формул, решение задач на законы взаимодействия и движения тел |
— Решать задачи на законы взаимодействия и движения тел |
101/2. Механические колебания и волны |
Повторение основных определений и формул, решение задач по теме “Механические колебания и волны” |
— Решать задачи по теме “Механические колебания и волны” |
102/3. Электромагнитное поле |
Повторение основных определений и формул, решение задач по теме “Электромагнитное поле” |
— Решать задачи по теме “Электромагнитное поле” |
103/4. Итоговая контрольнаяработа |
Выполнение контрольной работы за курс основной школы |
— Применять знания к решению задач по темам курса физики 9 класса |
104/5. Анализ ошибок итоговой контрольной работы |
Решение задач. Анализ ошибок итоговой контрольной работы |
— Обсуждать и анализировать ошибки, допущенные в контрольной работе; — самостоятельно оценивать качество выполнения работы |
105/6. Повторение |
Повторение и обобщение |
— Демонстрировать презентации, участвовать в обсуждении презентаций |