Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Имя прилагательное как часть речи. Правописание прилагательных - МОРФОЛОГИЯ
Цели: повторить лексико-грамматические категории имени прилагательного; отработать умение производить морфологический разбор имени прилагательного; повторить правило “Правописание падежных окончаний имен прилагательных”.
Ход урока
I. Этимологическая разминка
— Являются ли историческими родственниками пары слов?
Дохнуть - дышать, край - раскроить, лопать - лапоть, пять - пунш, прах - порох, перстень - перчатка, металл - метать, кров - крыша, рубль - рубить, риск - рис, утеха - тихий, улитка - улей.
Примечание. При выполнении разминки желательно иметь этимологический словарь. Учащиеся анализируют слова, доказывают свою точку зрения. Затем идет проверка по словарю.
II. Проверочная работа
Диктовка учителя с выделением условий выбора орфограмм.
Булочник, здоровьечко, имечко, рассказчик, меньшинство, толщина, человечище, соломинка, стрельбище, смазчик, шарманщик, меховщик, сватьюшка, семечко, чайничек, толкотня, ларчик, именьице, текстильщик, свояченица, жижица, учрежденьице, характерец, лужица, теснота, ширина, упаковщик, банщик, свежесть, новизна, студенчество, листочек, футлярчик, Сонечка, горюшко, человечишко.
Поставить слова в форму Р. п.
Дыня, пашня, купальня, жаровня, бойня, барышня, яблоня, дно, простыня, кочерга.
III. Работа по новой теме
1. Повторение разрядов имен прилагательных по значению.
Задание: распределить имена прилагательные в 3 столбика в соответствии с их разрядами.
Мелкий, блеклый, карманный, твердый, детский, барсучий, январский, именной, торжественный, лисий, знаменитый, кофейный, радостный, непринужденный, французский, малоприспособленный, беличий, придорожный, лисья (хитрость), лисий (воротник), лисья (нора).
— Имена прилагательные какого разряда могут образовывать краткую форму?
— Какие имена прилагательные обозначают принадлежность кому-либо?
— Могут ли имена прилагательные менять разрядное значение? От чего это зависит?
— Имена прилагательные какого разряда обозначают признак, способный проявляться в предмете в большей или в меньшей степени?
2. Чтение материала учебника (с. 137).
После прочтения — задание: образовать все возможные формы степеней сравнения прилагательных: красивый, счастливый, требовательный. Учитель обращает внимание класса на ударение в словах (например: красивее).
Задание: записать предложения на доске и в тетрадях, объяснить орфограммы и пунктограммы и произвести морфологический разбор имени прилагательного (порядок разбора дан на с. 139).
И еще одна черта пленяет меня в ней: относясь ко всему житейскому с презрением, она не презирает людей. Помимо чемоданов и саквояжей, на перрон вынесли складной велосипед,гимнастические гири и связки с книгами на разных языках.
3. Чтение § 38 и анализ данных таблицы на страницах 142—143.
Выполнение упражнения 226. Выписать из предложений словосочетания “существительное + прилагательное”, выделить окончания прилагательных, указать падеж.
IV. Итог урока
Домашнее задание
1. Подготовить сообщение по теме “Имя прилагательное как часть речи”.
2. Упражнение 220.