Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Имя числительное как часть речи - МОРФОЛОГИЯ
Цели: повторить лексико-грамматические категории имен числительных; отрабатывать умение производить морфологический разбор имени числительного, умения разграничивать имена числительные и слова других частей речи с числовым лексическим значением корней; повторить правило “Склонение имен числительных”.
Ход урока
I. Формулировка темы и цели урока учащимися
— Ответив на вопросы теста, сформулируйте тему и цель урока.
1. На каком месте по частоте употребления находится имя числительное?
а) на первом;
б) на третьем;
в) на восьмом;
г) на втором.
2. На какие разряды по значению делятся числительные?
а) количественные, порядковые и собирательные;
б) количественные и порядковые;
в) сложные и составные;
г) дробные и составные.
3. Какие числительные склоняются так же, как и существительные 3-го склонения?
а) простые количественные от 5 до 20 и 30;
б) порядковые;
в) сложные;
г) дробные.
4. У каких числительных существуют две формы: именительного и винительного падежа?
а) 40, 90, 100;
б) 30, 60, 20;
в) 90, 70, 50;
г) 100, 1000.
5. Определите, какой частью речи является обстоятельство в предложении:
20 декабря 1952 года Усть-Каменогорская ГЭС дала первый промышленный ток.
а) прилагательное;
б) существительное;
в) словосочетание числительного с существительным;
г) наречие.
6. Найдите четвертое лишнее:
а) второй;
б) двое;
в) второстепенный;
г) двадцать.
После того как тест выполнен, учащиеся формулируют тему и цель урока.
II. Презентация темы “Имя числительное”
Презентацию подготовили учащиеся трех групп. Во время знакомства с ней класс конспектирует новый материал.
Задания для групп:
1) имя числительное как часть речи, категории имени числительного;
2) виды и разряды имен числительных;
3) правописание и употребление имен числительных.
Работа с таблицей 12.
Таблица 12
Типы склонения числительных
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
|
И. п. |
1 |
2-4 |
5-20 30 50 60 70 80 |
40 90 100 |
200-900 |
1000 |
от 2000 и т. д. |
Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п. |
Как прилагательные (какого? и т. п.) |
-х -м И(Р). п. -мя -х |
Как существительные 3-го склонения |
-а -а = И. п. -а -а |
-сот -стам = И. п. -стами -стах |
Как существительные 1-го склонения (Т. п. -ью) |
Как существительные ж. р. во мн. ч. |
Учащиеся получают задание: сориентировать каждую часть сложного или составного числительного на соответствующий столбик и строчку таблицы (например: 293 учащихся).
Рассуждение:
№ задания |
Падежи |
Тип склонения числительного |
1 |
Т. п. 87 |
V, IV, II С двумястами девяноста тремя |
2 |
П. п. |
О двухстах девяноста трех |
III. Закрепление
1. Тест.
1. Найдите числительное, употребленное с ошибкой:
а) Т. п. — пятьюстами сорока одним;
б) П. п. — о триста девяноста семи;
в) Р. п. — двухсот шестидесяти пяти;
г) Д. п. — четыремстам двадцати одному.
2. Определите правильное написание числительного в Д. п. и Т. п.:
а) сто сорок семи, сто сорок семи;
б) ста сорока семи, ста сорока семью;
в) сто сорок семи, сто сорок семью;
г) ста сорок семи, ста сорок семью.
3. В каком сочетании нет грамматической ошибки?
а) к восемь целым двум пятым прибавить шесть;
б) трое подружек;
в) с двухстами книгами;
г) четверо медвежат.
2. Упражнение 245 с комментарием (по таблице).
3. Обобщающий тест.
Найдите верный вариант в определении морфологических признаков числительных:
а) одиннадцати ребят: числительное, простое, количественное, целое, употреблено в Р. п., стоит во мн. ч;
б) шестьюдесятью страницами: числительное, сложное, количественное, целое, употреблено в Т. п.;
в) пятнадцатому ряду: числительное, простое, количественное, употреблено в Д. п., стоит в ед. ч. м. р.
IV. Итог урока
Выставление оценок (по итогам тестов).
Домашнее задание
Учить теорию по склонению числительных, составить тест из 8—10 вопросов по всей теме.