Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Глагол как часть речи - МОРФОЛОГИЯ
Цель: повторить основные лексико-грамматические разряды и орфограммы глагола.
Ход урока
I. Опрос
— Что обозначает глагол?
— Что отличает эту часть речи от именных (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, имя числительное)?
— Перечислите собственно глагольные грамматические категории.
— Назовите особые формы глагола.
II. Работа по новой теме
1. Глагол как часть речи.
Учащиеся читают § 48, составляют схему-“дерево” “Глагол как часть речи” (образец см. в уроках 37—38).
Выполнение тренировочного теста.
1. Найдите глагол.
а) напевно;
б) напевать;
в) пение;
г) напевающий.
2. Найдите глагол 2-го спряжения.
а) стелить;
б) лететь;
в) брить;
г) купать.
3. Определите, в каком случае морфологические признаки определены неверно.
а) поведут — глаг., сов. в., 1-е спр., буд. вр., мн. ч., 3-е лицо;
б) зашли — глаг., сов. в., 1-е спр., прош. вр., мн. ч.;
в) читала — глаг., несов. в., 1-е спр., прош. вр., ед. ч.;
г) держали — глаг., несов. в., 1-е спр., прош. вр., мн. ч.
4. Найдите непереходный глагол.
а) рубить;
б) держать;
в) рассматривать;
г) мечтать.
5. Найдите возвратный глагол.
а) обливаться;
б) мерить;
в) отводить;
г) жалеть.
6. Определите, какую синтаксическую роль выполняет инфинитив в предложении.
На следующее лето мальчика повезут на юг подлечиться.
а) подлежащее;
б) сказуемое;
в) дополнение;
г) обстоятельство.
7. Найдите глагол, образованный приставочно-постфиксальным способом.
а) засмотреться;
б) пробежать;
в) умываться;
г) посмеяться.
Упражнения 266, 269 выполняются письменно. Необходимо акцентировать внимание учащихся на синтаксической функции глагола.
2. Синтаксическая роль глагола.
Обратить внимание учащихся:
а) глаголы в предложении могут быть в настоящем, прошедшем, будущем времени — простым глагольным сказуемым (Люблю грозу в начале мая);
б) неопределенная форма глагола может быть любым членом предложения:
1) подлежащим (Курить вредно);
2) дополнением (Нас просили задержаться);
3) определением (Было желание танцевать);
4) обстоятельством (Мужик вез гусей в город продавать);
5) частью составного глагольного сказуемого (Начну рассказывать смешную историю).
Задание: записать предложения, определить синтаксическую роль инфинитива.
1. Ум нужно тренировать, склонности и способности развивать.
2. Чтобы ученик хотел учиться, он должен уметь учиться.
3. Вообще, он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать.
4. Нам песня строить и жить помогает.
5. Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги.
6. На другое утро Рудин только что успел одеться, как явился к нему человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет и откушать с ней чай.
7. Я спешил скорее видеть вас.
3. Морфологический разбор глагола.
Изучение порядка разбора на с. 173.
Упражнение 267 (сделать морфологический разбор 3 глаголов в разных формах наклонений).
4. Правописание глаголов.
(Чтение § 49.)
— Какие орфограммы связаны с глаголом?
— Составьте алгоритмы орфографических правил, связанных с глаголом.
(Упражнения 273, 274, 281, 283 выполняются письменно, затем несколько человек комментируют выполненное задание на оценку.)
III. Итог урока
Домашнее задание
1. § 48, 49.
2. Упражнение 284 с графическим обозначением орфограмм глаголов.
3. Устно ответить на вопросы (с. 182).