Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Цели: повторить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; вспомнить, когда ставится тире в неполном предложении.
Ход урока
I. Фразеологическая разминка
— Приведите как можно больше известных вам фразеологизмов со следующими опорными словами: море, грамота, язык, место, играть.
Пример. Собака: устал как собака, вот где собака зарыта, как собаке пятая нога, собаку съесть и т. д.
— Подберите как можно больше синонимов-фразеологизмов к следующим словам.
Раболепствовать (подметки рвать), побеждать (приходить со щитом), лгать (вправлять мозги, обводить вокруг пальца), зябнуть (стучать зубами), действовать неосмотрительно (сесть в калошу), главенствовать (играть первую скрипку), капризничать, обременять (садиться на шею), не замечать чего-то значительного (закрывать глаза на что-то, смотреть сквозь пальцы), проучить (дать прикурить), ошибаться (давать осечку, давать маху), разориться (вылететь в трубу), сердиться (рвать и метать).
Пример. Трудиться — пахать как вол.
II. Проверка домашнего задания
Устный ответ по теме “Способы выражения подлежащего и сказуемого”.
III. Работа по теме урока
1. Синтаксический разбор предложения.
(Образец на с. 262.)
Россия - это океан земель, распахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток (Н. Рерих).
— Обоснуйте постановку знаков препинания.
— Когда еще в простом предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире?
2. Работа с учебником.
Чтение учебника § 74. Для закрепления правила упражнение 376 выполняется устно: объяснить постановку или отсутствие тире в предложениях. Письменное задание: записать предложения, объяснить графически постановку тире.
1. Жизнь - это долг, хотя б она была мгновеньем (И. Гете).
2. Жизнь - прекраснейшая из выдумок природы (И. Гете).
3. Жить - значит организовывать процессы, воздействию которых мы подвержены (Б. Брехт).
4. Жизнь есть совокупность отправлений, сопротивляющихся смерти (М. Биша).
5. Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а то, насколько хорошо сыграна (Сенека).
6. Жизнь - это надеяться и ждать (Э. Сенанкур).
7. Жизнь - словно море, его волны - годы:
То берег лижут, то бегут, бурлят,
И многие у моря ждут погоды,
Которую прогнозы не сулят
Э. Севрус
Для различения таре в неполном предложении и интонационного тире предлагается задание: объяснить, какова функция тире в следующих предложениях.
1. Я за свечку - свечка в печку! Я за книжку - та бежать и вприпрыжку под кровать (К. Чуковский).
2. В моих садах - цветы, в твоих - печаль (Н. Гумилев).
3. Привольем пахнет дикий мед,
Пыль - солнечным лучом,
Фиалкою - девичий рот,
А золото - ничем
А. Ахматова
4. За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники, дальние - медленно, ближние - вперегонку (А. Толстой). Учащиеся перечисляют условия, когда ставится тире в простом предложении.
4. Чтение § 77, 78.
IV. Закрепление темы.
Упражнения 383, 385 выполняются устно; задание: объяснить наличие или отсутствие тире; упражнение 382 — письменно.
V. Итог урока
Домашнее задание
1. § 74, 77,78.
2. Упражнение 384.