Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, однородных и неоднородных приложениях - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Цели: повторить ранее изученный материал по теме урока; закрепить навыки пунктуационного анализа предложений с однородными членами; познакомиться с однородными (неоднородными) определениями и приложениями.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Беседа по вопросам.
(Один учащийся отвечает на вопросы.)
— Когда ставится запятая при однородных членах предложения?
— Когда не ставится запятая в предложениях с однородными членами?
2. Взаимопроверка упражнения 394.
3. Синтаксический анализ предложения с однородными членами. Составление схемы.
Парень был широкоплеч, коренастый, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.
— Каковы стилистические особенности однородных членов в предложении?
II. Работа по теме урока
1. Беседа с классом.
— Что такое определение?
— Какие бывают определения? (Согласованные и несогласованные.)
— Чем выражены согласованные определения? Несогласованные?
2. Обобщение знаний об однородных и неоднородных определениях.
(Чтение § 80. Анализ теоретического материала. Задание: придумать и записать предложения на каждый пункт правила. Проверка выполненного задания.)
— Чем отличаются однородные определения от неоднородных?
3. Выполнение упражнений.
Упражнение 400 (устно), 397 (письменно — выборочно: выписать три предложения с однородными и три — с неоднородными определениями).
4. Обобщение знаний об однородных и неоднородных приложениях.
— Что такое приложение?
— Какие вы знаете виды приложений?
— Влияет ли вид приложения на обособление?
(Чтение § 81. Анализ теоретического материала. Задание: придумать и записать предложения на каждый пункт правила. Проверка выполненного задания.)
— Могут ли быть случаи авторской пунктуации при определениях и приложениях?
5. Выполнение упражнения 401.
Письменно — выборочно: выписать два предложения с однородными, два — с неоднородными приложениями.
III. Итог урока
Домашнее задание
1. § 80, 81.
2. Упражнение 402.