Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Обособленные дополнения - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Цели: повторить знания о дополнении как члене предложения; познакомить учащихся с обособленными дополнениями.
Ход урока
I. Пунктуационная разминка
Задание: записать предложения, объяснить постановку знаков препинания:
1. Мечик не оглядывался и не слышал погони, но он знал, что гонятся за ним, и, когда один за другим прозвучали три выстрела и грянул залп, ему показалось, что это стреляют в него, и он припустил еще быстрее.
2. И он стал рассказывать, почему не вышло: кругом все уже было заминировано, и, для того чтобы прорваться в Сальково, оставалась только узкая полоса, тянувшаяся на несколько десятков метров с двух сторон железной дороги.
3. Теперь я лихорадочно ожидал нового свидания с Буниным, но как раз в это время началась война, он уехал, и лишь спустя четыре года я увидел его вновь, столкнувшись с ним на тех неудобных ступеньках винтовой лестницы, которые вели немного вниз, в контору “Одесского листка”, где я, помнится, получал гонорар за напечатанные стихи.
II. Проверка домашнего задания
1. Взаимоопрос по теме “Обособленные обстоятельства” — работа в парах.
2. Проверка домашнего упражнения.
III. Работа по теме урока
1. Анализ предложений.
— Запишите предложение, подчеркните все дополнения и обозначьте, какими частями речи они выражены.
В этом доме топили печи, давали каждому по пяти поленьев, оставляли опоздавшим худшие, позволяли им греться горячим чаем.
2. Беседа с классом.
— Что обозначает дополнение?
— К чему относится?
— Какими частями речи выражается дополнение?
3. Чтение предложений, ответы на вопросы.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
А. Ахматова
Я не хочу ни трепета, ни боли.
А. Ахматова
— Какие дополнения прямые, какие — косвенные?
— Какую частицу имеет дополнение при отрицательном сказуемом?
Кроме стихов, М. Цветаева писала драмы. Все ранее написанные отрывки, включая “Распятие”, А. Ахматова использовала в “Реквиеме”. Поэзия, наряду с путешествиями, была любимым делом Н. Гумилева.
— Какие предлоги употребляются с дополнениями?
4. Беседа по содержанию параграфа.
(Учащиеся читают § 88, записывают в тетрадь основные правила обособления дополнений.)
— В каком случае обособляются дополнения? (Это дополнения, выраженные именами существительными с предлогами, имеющими значение включения, исключения и замещения.)
— Назовите эти предлоги. (Кроме, вместо, за исключением, сверх, помимо, наряду с, включая, исключая.)
— Когда не обособляются конструкции с предлогом вместо? (Когда вместо = за.)
IV. Синтаксическая синонимия
(Учитель обращает внимание учеников на термины “синонимия”, “дополнение”, “изъяснительное придаточное”.)
— Можно ли считать данные ниже конструкции синтаксическими синонимами?
... говорить о прелести любовной лирики...
... говорить, как прелестна любовная лирика...
... говорить, что любовная лирика прелестна...
— Почему дополнение может быть заменено придаточным изъяснительным?
V. Упражнения на закрепление
(Выполнение упражнения 433 — письменно с последующей проверкой.)
— Замените дополнение придаточным изъяснительным.
Читая “Листопад” и другие стихотворения И. Бунина, мы видим пленительность смены времен года, красоту полей и лесов. И. Бунин видел и слышал полет бабочки, шелест травы, шуршание шмеля. Читая “Жизнь Арсеньева”, всякий увидит тоску И. Бунина по родине.
VI. Итог урока
Домашнее задание
1. § 88.
2. Упражнение 433.
3. Повторить все об обособленных членах предложения.