Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: повторить классификацию сложноподчиненных предложений; закрепить умения ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными (многокомпонентном сложноподчиненном предложении).
Ход урока
I. Орфографическая разминка
Был утренний час, и туман еще не рассеялся. В нем едва были видны очертания огромного корабля. Береговой ветер лениво теребил паруса, но, наконец, он усилился и развернул их. Все на корабле было белым, кроме парусов из ярко-алого шелка.
Ассоль сидела у окна и читала, но вдруг она заметила на синей морской глади белый корабль с алыми парусами. Она вздрогнула, замерла, потом резко вскочила и побежала к морю. Сердце ее билось сильно-сильно. Временами то крыша, то забор закрывали от нее алые паруса. Тогда Ассоль торопилась миновать препятствие и снова увидеть корабль, боясь, чтобы он не исчез, как призрак. Мужчины, женщины и дети мчались к берегу кто в чем был. Скоро у воды образовалась толпа, и в эту толпу стремительно вбежала Ассоль. Все смолкли, со страхом отошли от нее, и она осталась одна, растерянная, счастливая, беспомощно протянув руки к высокому кораблю.
От корабля отделилась лодка, полная загорелых гребцов. Среди них стоял тот, кого, как ей казалось, она знала с детства.
(По А. Гоину)
Задание: графически объясните орфограммы, встретившиеся в тексте.
II. Работа по теме урока
1. Беседа с классом.
— Что, кроме союзов, связывает части СПП?
— Всегда ли порядок частей СПП одинаковый (закрепленный)?
— Сколько придаточных предложений может быть в сложноподчиненном предложении?
2. Работа в тетрадях.
Задание: записать предложения, найти главную часть, придаточную. Выделить грамматические основы.
1. Как невозвратная струя бежит, блестит и исчезает, так жизнь и юность убегает (А. Пушкин).
2. Первый зимний путь, если снег выпал ровно, при тихой погоде, если он достаточно покрывает все неровности дороги, бывает у нас на Руси великолепно хорош (С. Аксаков).
3. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное (М. Горький).
— Сколько грамматических основ в каждом записанном предложении?
— Место главной части по отношению к придаточным частям.
— Начертите блочные схемы этих предложений. Чем они отличаются друг от друга?
(Учащиеся строят схемы сложных многокомпонентных предложений с разными типами присоединения придаточных частей к главной:
1) последовательным подчинением;
2) однородным подчинением;
3) параллельным подчинением.)
3. Работа с учебником: чтение § 97. Беседа по содержанию.
— Какие знаки препинания ставятся в сложноподчиненном предложении?
— Когда не ставится запятая между придаточными или главными предложениями в многокомпонентных сложноподчиненных предложениях?
— Какие виды подчинения придаточных главному существуют в многокомпонентных сложноподчиненных предложениях?
III. Закрепление
1. Выполнение заданий учителя.
— Из скольких частей состоит предложение и какой тип подчинения представлен в нем?
На следующий день Санин лежал еще в постели, как уже Эмиль, в праздничном платье, с тросточкой в руке и сильно напомаженный, ворвался к нему в комнату и объявил, что герр Клюбер сейчас прибудет с кареты, что погода обещает быть удивительной, что у них уже все готово, но что мама не поедет, потому что у нее опять разболелась голова.
— Сколько запятых следует поставить в сложном предложении с несколькими придаточными? Назовите тип подчинения придаточных частей.
Среди дня корову выпускали в поле чтоб она походила по воле и чтоб ей стало лучше.
2. Выполнение упражнений.
Упражнение 485: устно объяснить постановку знаков препинания.
Упражнение 483: письменно, с последующим комментарием знаков препинания. Задание: сделать синтаксический анализ пятого предложения (один ученик работает у доски, остальные — в тетрадях).
IV. Итог урока
Домашнее задание
1. § 97.
2. Упражнение 484 — составить блочные схемы предложений 1, 3, 5; сделать синтаксический анализ предложения 6.