Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: повторить способы передачи чужой речи; закрепить умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Ход урока
I. Фонетическая разминка
— Какие фонетические законы наблюдаются при произнесении согласных звуков в данных словах?
Над трибуной, веселиться, сгореть, с Шурой, с бинтиком, вскользь, с братом, к жене, низко, без шапки, в коробку, с досады, легче, изжить, наслаждаться.
II. Проверка домашнего задания
1. Устное сообщение по теме “Период”.
2. Чтение предложений, выписанных из произведений художественной литературы, с обоснованием выбора и объяснением постановки знаков препинания.
III. Работа по теме урока
Прочитайте § 100, 101, ответьте на вопросы.
— Назовите способы передачи чужой речи.
— Какой способ позволяет передать чужую речь очень точно?
— Чем отличается косвенная речь от несобственно-прямой?
— Какие знаки препинания используются в предложениях с прямой речью?
— Какие графические схемы позволяют передать прямую речь?
(Устное выполнение упражнения 502 с объяснением постановки знаков препинания.)
IV. Закрепление
1. Тест “Проверьте себя!”
1. Найдите правильную схему прямой речи, соответствующую предложению. (Знаки препинания не расставлены.)
Что найдется у вас кроме сбитой густой простокваши громким голосом заговорил Азамат что найдется у вас, кроме корки совсем засохшей?
а) “П? — а. — П?”;
б) “П? — а, — п?”;
в) “П?” — а. — “П?”;
г) П? — а. — П?
... безумный певец. Удача в руки идет, а он ее не берет говорит казак Пусть сегодня он, господин, место мое займет. Пусть идет, куда хочет, и делает, что хочет.
а) “П. — а. — П.”;
б) “П, — а, — п.”;
в) “П,” — а. — “П.”;
г) П, — а. — П.
2. Найдите знаки, которые нужно поставить в этом предложении:
Мы читаем в “Благодатном знании” Юсуфа Баласагуни что слово на землю сошло с небосвода и соглашаемся с его мнением Возвышена словом людская природа.
а) , () - “”;
б) , “” : “”;
в) , “” , : “”;
г) , “” , — “”.
2. Выполнение упражения 504.
Упражнение выполняется по вариантам (вариант 1 — 1—6-е предложения; вариант 2 — 7—12-е предложения). Задание: переписать, расставить знаки препинания, начертить схемы прямой речи. Проверка выполненного задания.
V. Итог урока
Домашнее задание
1. § 100.
2. Упражнение 511 или 512 (по выбору).