Готовимся к ЕГЭ - Урок 9 - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Готовимся к ЕГЭ - Урок 9 - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: систематизировать и обобщить изученный материал по теме “Простое предложение”; закрепить умение работать по тестам.

Ход урока

I. Тест “Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь”

Вариант 1

1. Укажите неверное утверждение.

а) прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени;

б) диалог оформляется без использования кавычек;

в) стихотворный текст цитируется только с использованием кавычек;

г) слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.

2. Найдите предложения с прямой речью (знаки препинания при прямой речи не расставлены).

а) Что с вами приключилось, малыши?

б) Стой, братцы, стой, кричит Мартышка.

в) В. Г. Белинский писал о том, что стих Пушкина благороден, изящно прост...

г) Учитель спросил ребят, кто из них дежурит.

д) Сегодня, спросил он, начинается олимпиада?

3. Укажите предложения с косвенной речью.

а) Я спросил товарища, решил ли он задачу.

б) Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.

в) “Скоро мост, — предупредил он, — а там и деревня”.

г) Дежурный сообщил об отсутствующих.

д) По словам Ф. Достоевского, любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.

4. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.

а) Пугачев сказал Гриневу, что ты крепко передо мной виноват.

б) Врач спросил, какая у меня температура.

в) Царь говорит Кирибеевичу, что его горю постарается помочь.

г) Городничий сообщает чиновникам, что он пригласил их, чтобы сообщить им пренеприятное известие.

д) Болельщики кричали: “Чтобы ребята не падали духом”.

5. Укажите верное оформление предложений с прямой речью.

а) “Ну и дождь!” — воскликнул агроном.

б) “Что с тобой происходит?” — все время спрашивали меня.

в) “Погоди, капитан,” — сказал Дерсу.

г) “Отпусти меня погулять”. — Просил Саша.

д) “Что делать, — спросил Сергей? — Идти дальше?”.

6. Найдите неправильный способ цитирования.

а) А. Твардовский говорил: “Кроме смеха гневного, саркастического и непрощающего — есть еще смех радости...”.

б) А. Твардовский говорил, кроме смеха гневного, саркастического и непрощающего, есть еще смех радости.

в) А. Твардовский говорил, что “кроме смеха гневного — есть еще смех радости”.

г) А. Твардовский говорил, что смех может быть не только “гневным, саркастическим и непрощающим”, есть еще “смех радости”.

Вариант 2

1. Укажите неверное утверждение.

а) прямая речь — это точная передача чужих слов;

б) предложения с косвенной речью передают только содержание чужой речи;

в) при цитировании всегда используются кавычки;

г) при цитировании отдельных слов можно менять их форму.

2. Найдите предложения с прямой речью (знаки препинания при прямой речи не расставлены).

а) Незнакомец поинтересовался, в каком направлении ему идти.

б) Дети, ведите себя, пожалуйста, тихо!

в) Чай, уморился, голубчик мой, проговорила бабушка.

г) Теперь, подумал я, тропинка куда-нибудь приведет.

д) По мнению многих, Байкал — самое красивое озеро в мире.

3. Укажите предложения с косвенной речью.

а) Когда же мы виделись с тобой, спросил Ваня.

б) Мы спросили встречных, куда они едут.

в) Кто-то спросил меня о повестке собрания.

г) Здравствуйте, позовите к телефону Лену.

д) Тренер мне посоветовал, чтобы я глубже дышал.

4. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.

а) Сокол отвечает Ужу, что я знаю счастье, я храбро бился.

б) Учительница спросила нас, были ли мы на выставке керамики.

в) Отец спросил меня, какой фильм понравился мне больше всего.

г) Я спросил друга, решил ли ты эту задачу.

д) Художник А. Дейнека говорил, что он любит спорт.

5. Укажите верное оформление предложений с прямой речью.

а) “Где твой дневник”? — спросила мать.

б) Я спросил у Оли — “Как идут твои дела”.

в) “Вот твой новый учитель”, — сказал отец.

г) Андрей выступил вперед: “Я поеду!”.

д) “Что за чудный пес!” — ликовал я.

6. Найдите неправильный способ цитирования.

а) Н. Гоголь писал: “В “Ревизоре” я решил собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”.

б) В своей гениальной комедии “Ревизор” Гоголь, по его словам, “решил собрать в одну кучу все дурное в России” и “за одним разом посмеяться над всем”.

в) В своей комедии “Ревизор” Гоголь “решил собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости и посмеяться над всем”.

г) По словам Гоголя, он в своей комедии “Ревизор” “решил собрать в одну кучу все дурное в России”, “все несправедливости... и за одним разом посмеяться над всем”.

II. Итог урока

Проверка тестов.

Домашнее задание

Найдите и запишите в тетрадь примеры предложений:

1) с сочетанием знаков препинания;

2) с авторскими знаками.






Для любых предложений по сайту: [email protected]