Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Орфоэпические нормы русского языка - ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ
Цели: формировать у учащихся представление об орфоэпии и орфоэпической норме; познакомить с отдельными правилами орфоэпии; отработать навыки использования орфоэпического словаря; воспитывать культуру речи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Проверка упражнения 47. Ученики работают у доски (одновременно два-три человека). Все остальные проверяют правильность выполненного фонетического разбора.
II. Работа по теме урока
1. Фронтальный опрос.
— Что изучает орфоэпия?
— Что называется орфоэпической нормой?
— Какие орфоэпические нормы вам известны?
— К какому словарю можно обратиться в случае затруднения, связанного с произношением слова?
2. Работа с упражнениями.
1. Упражнение 51 (с. 39) выполняется устно.
2. Ученики работают со словами, записанными на доске. Задание: поставить ударение в словах и прочитать их вслух. В случае затруднения ученики обращаются к орфоэпическому словарю (или к приложению 1 учебника):
а) ракушка, знамение, береста, еретик, жалюзи, компас, цемент, кремень, абрис, приданое, свекла, сантиметр, договор, документ, квартал;
б) оптовый, джинсовый, красивее, красивейший, кухонный, балованный, включенный, новорожденный, мизерный, августовский;
в) премировать, баловать, откупорить, (он) звонит, (он) включит.
3. Исследовательская работа.
Расставьте ударения в словах, используя орфоэпический словарь. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.
1. Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, водопровод. (Правило: в словах, оканчивающиеся на -провод, ударение падает на последний слог: мусоропровод.)
2. Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог. (Правило: если существительное одушевленное, то ударение падает на середину слова: филолог, если неодушевленное — на -лог: каталог.)
3. Немота, глухота, икота, зевота, духота, красота, дремота, ломота. (Правило: в существительных, образованных от глаголов, ударение падает на -от-, образованных от прилагательных — на окончание. Ср.: ломота ← ломать, но красота ← красивый.)
(После проверки каждого задания из этого блока правило записывается в тетрадях.
Выполнение упражнений 48,49, 50. В случае затруднений учащиеся обращаются к школьному орфоэпическому словарю или приложению 1 учебника. Упражнение 48 выполняется письменно. Слова упражнений 49 и 50 зачитываются вслух по цепочке, все следят за правильным произношением и при необходимости вносят поправки.)
III. Итог урока
Домашнее задание
1. Повторить все изученное по теме “Фонетика”. Подготовьтесь к тестовому заданию.
2. По материалу приложения 1 “Говори правильно” составить по пять карточек (каждая должна включать в себя 15 слов).