Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении (ССП)

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении (ССП)

Цели: повторить ранее изученный материал по теме «Сложное предложение»; закреплять навыки правописания.

Ход урока

I. Повторение изученного материала

Осложненное списывание.

Спишите сложные предложения, определите их вид. Расставьте знаки препинания, объясните графически пропущенные орфограммы.

1. Год за годом все меньше и меньше остает..ся возле с..лений густых черемуховых кустов а на их месте торчат (не)лепые искалече..ые сучья. (Г. Скребицкий) 2. Каждое лето под высоким к..рнизом дома в котором проходило мое де..ство бел..хрудые веселые ласточки л..пили свои гнезда. (И. Соколов-Микитов) 3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цв..тущих оду ван..чиков. (М. Пришвин)

1 предложение - сложносочиненное (ССП);

2 предложение - сложноподчиненное (СПП);

3 предложение - бессоюзное сложное (БСП).

- Почему вы решили, что первое предложение является ССП? (Обе части этого предложения связаны при помощи интонации и сочинительных союзов.)

- Какие предложения являются СПП? Почему? (Предложение 2 является СПИ так как части неравноправны, они соединены при помощи интонации и союзного слова.)

- Докажите, что предложение 3 является БСП. (Это БСП, так как части соединены только интонацией.)

Обобщение материала и составление схемы:


Сложное предложение

Союзное

Бессоюзное

Сложносочиненное

Сложноподчиненное


Вывод

Сложносочиненное предложение (ССП) - это предложение, состоящее из двух или более равноправных частей, связанных между собой интонационно и с помощью соединительных союзов. Сочинительный союз располагается между частями ССП и не входит ни в одну из них.

Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных предложений.

Бессоюзное сложное предложение (БСП) - это предложение, части которого соединены с помощью интонации.

- Что вы можете рассказать о знаках препинания в ССП?

1. В ССП ставится запятая между простыми предложениями, связанными сочинительными союзами:

а) соединительными (и, да, ни-ни, тоже, также);

б) противительными (а, но, да, однако, зато же, а то, не то);

в) разделительными (или, либо, то - то, не то - не то).

Шумит на дворе непогода,

А в доме давно уже спят...

А. К. Толстой

2. Если части ССП значительно распространены или в них уже есть запятые, то между ними ставится точка с запятой:

У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Толстой)

3. Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится тире:

Я спешу туда ж - а там уже весь город. (А. Пушкин)

4. Запятая не ставится перед союзами и, да (= и), либо:

а) если части ССП имеют общее придаточное предложение:

Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились домой.

б) между двумя назывными предложениями:

Прогулка в зимнем лесу и катание на санях.

в) если части ССП имеют один общий второстепенный член или общее вводное слово:

Кажется, лист не шелохнется и веточка не скрипнет.

г) между двумя вопросительными предложениями:

Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать?

д) между двумя безличными предложениями, имеющими в составе сказуемых синонимы:

Нужно переписать работу и следует объяснить допущенные в ней ошибки.

5. Запятая ставится в ССП, если обе части имеют общий второстепенный член или общее придаточное и соединены повторяющимся союзом:

По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.


II. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

Карточка 1

Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания. Укажите, чем осложнены простые предложения в составе ССП.

1. Л..зурь н..бесная см..ется ночной омытая гр..зой и между гор р..систо вьется д..лина светлой пол..сой. (Ф. Тютчев) 2. По п.лям изв.. ваясь блестящей струей льется речка студеной в..лною и б..седка одетая сочной л..ствой наклонясь над л..зурной ее глубиной отражается гладью р..чною. (С. Надсон) 3. Старый сад всю ночь гудел угрюмо дождь шумел и словно капли слез падал он в холодный снег на землю с голых сучьев стонущих берез. (И. Бунин) 4. Бл..снет весна иного года и может быть в желанный час Т..вриды пышная пр..рода в св..и объятья примет нас. (В. Бенедиктов)

Карточка 2

Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания. Определите вид сочинительных союзов.

1. Она смеялась от всей души и смех предавал сверкающую силу ее ..слепительной красоте. (Н. Гоголь) 2. Ра..стались мы но твой портрет я на груди моей храню. (М. Лермонтов) 3. Остап редко пре..водительствовал другими в дерзких предприятиях зато он всегда был одним из первых преходивших под знамена предприимчивого бурсака. (Н. Гоголь) 4. В это время в девичьей не только был известен пр..езд министра с сыном но и внешний вид их обоих был подробно ..писан. (Л. Толстой)

Два ученика работают у доски.

1. Синтаксический разбор предложения.

Он рассказывал прекрасную легенду слышанную им кажется от бабушки и всем было о чем подумать.

(Повествовательное, невосклицательное, ССП: 1) двусоставное, распространенное, полное, осложненное обособленным определением и вводным словом кажется; 2) односоставное, безличное, распространенное, полное, неосложненное.)

2. В данном предложении расставить знаки препинания. Выполнить фонетический разбор слова елкой.

(Не)ищи желуди под елкой а шишки под дубом.

- 2 слога.

[j’] - согласный, непарный мягкий, непарный звонкий;

[ό] - гласный, ударный;

[л] - согласный, непарный звонкий, непарный твердый;

[к] - согласный, парный глухой, непарный твердый;

[ъ] - гласный, безударный;

[џ] - согласный, непарный мягкий, непарный звонкий.

5 букв, 6 звуков, т. к. буква ё обозначает в начале слова два звука [j’o].


Объяснительный диктант

Я вошел с Афанасием Ивановичем в комнаты. Казалось, все было в них по-прежнему, но я заметил во всем какой-то беспорядок, какое-то ощутительное отсутствие чего-то... Я старался чем-нибудь занять хозяина и рассказывал ему разные новости. Он слушал с тою же улыбкою, но по временам взгляд его был совершенно бесчувствен, и мысли в нем не бродили, но исчезали... Он сидел бесчувственно, бесчувственно держал ложку, и слезы, как ручей, как немолчно текущий фонтан, лились, лились ливмя на застилавшую его салфетку. (78 слов.)

(Н. Гоголь)


Проверочный тест

1. Отметьте предложения, в которых ставится запятая:

а) Кто это такие и что им надо?

б) В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря.

в) В лесу еще лежит снег и деревья стоят в белом уборе.

г) Пропустить врага и дать огонь по команде!

д) Я не мог видеть ее глаз она не поднимала ресниц.

2. Отметьте предложения, в которых не ставится запятая:

а) Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом.

б) Я вернулся домой но образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы.

в) Старик сыграл «Зимнюю дорогу» Шуберта и собрался затем уходить на покой.

г) В Москве Левитан всю зиму писал декорации для оперного театра и эта работа не прошла для него бесследно.

д) По берегам растет камыш и в нем сидят рыбаки.


III. Подведение итогов урока

- Какие виды сложных предложений вы знаете?

- Какое предложение называется ССП?

- Какие союзы связывают простые предложения в составе ССП?

- В каком случае между простыми предложениями в составе ССП ставится точка с запятой? Тире?

- Когда в ССП между простыми предложениями не ставится запятая?


Домашнее задание

1. Выучить правило.

2. Выписать из художественной литературы 7 ССП, выполнить морфологический разбор трех причастий.






Для любых предложений по сайту: [email protected]