Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов
Фонетика. Графика. Орфография
Цели: обобщить и систематизировать знания о фонетике, графике и орфографии; совершенствовать навыки правописания и навыки фонетического разбора.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
II. Словарно-синематическая работа
- Записать слова в тетрадь, расставить ударение. Какие звуки обозначают выделенные буквы?
Адекватный, антитеза, астероид, афера, де-юре, камбала, маркетинг, менеджмент, мизерный, рефери, пустячный, демагогия.
(Адекватный [дэ], антитеза [тэ], астероид [тэ], афера (не афера), де-юре [дэ, рэ], камбала, маркетинг, менеджмент, мизерный, рёфери, пустячный [шн], демагогия [д’э].)
Объяснить значение слов де-юре, адекватный, антитеза, маркетинг.
Подобрать родственные слова к слову демагогия.
Де-юре-юридически, формально, по праву.
III. Повторение и закрепление ранее изученного материала
Фронтальный опрос-беседа
- Что называется фонетикой?
- Какие звуки называются гласными? Перечислите гласные звуки?
- Какие звуки называются согласными? На какие группы делятся согласные?
- Перечислите парные твердые и мягкие согласные. Назовите согласные, которые не имеют пары по твердости - мягкости.
- Перечислите парные звонкие и глухие согласные. Назовите согласные, которые не имеют парных глухих или звонких.
- Что такое ударение?
- Чем отличается звук от буквы?
- В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
- Перечислите все буквы алфавита.
- Что изучает графика?
- Что вы знаете об орфографии?
Работа по учебнику
Упр. 8
Яд - тай, лен - ноль, рай - яр, люк - куль, арак - кара, лоб - пол.
В слове с лебедятами твердые звуки [с], [т].
Фонетический разбор: осень, расчет (вариант I); съезд, сжег (вариант II),
- Какая орфограмма пропущена в данных словах? Сформулируйте правило. Запишите слова, графически обозначив орфограмму.
Современники Пушкина, доверительный разг..вор, сп..шит д..мой, объединения избирателей, пл..сать под дудку, з..леные д..ревья, г..л..вокружение от успеха, з..лотые к..лок..ла, б..ртовые огни.
- Расскажите, используя план, о правописании гласных в корнях слов.
Безударные гласные
1. Непроверяемые ударением.
2. Проверяемые ударением.
3. Чередующиеся в корнях: -лож-/-лаг-, -кос-/-кас(а), -гор-/-гар-, -рос-/-раст-(-ращ-), -мер-/-мир(а), -зор-/-зар-, -бер-/-бир(а) и др.
Словарный диктант
Сгруппируйте слова по орфограммам, записав их в три столбика.
Изложение, выбежав, касательная, растение, всесторонний, гипотенуза, приложение, отрасль, прилагательное, землетрясение, кульминация, демократия, водоросли.
- Какие из этих слов являются терминами?
- В каком стиле они употребляются?
- Назовите из словарного диктанта слова с мягкими согласными.
- Как обозначается мягкость согласных в этих словах?
- Почему в сочетаниях чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ не пишется ь? Приведите примеры.
- Какую роль выполняет ь? (1. Обозначает мягкость согласных: мать, огорчить; 2. Обозначает грамматические формы слов: помочь, дочь, отрежь; 3. Разделительный ь: вьюга, колосья.)
- В чем сходство и различие в употреблении разделительных ъ и ь? Докажите на примерах.
- Используя схему, расскажите о правописании о-ё после шипящих и ц. Приведите примеры.
Начните так: чтобы не ошибиться в написании о-ё после шипящих и ц, надо установить:
1. Часть речи: если глагол, причастие - всегда ё;
2. Часть слова:
если корень - ё (исключения: шов, шорох, капюшон, шомпол, трущоба, чопорный, шорник);
если суффикс или окончание - под ударением о, без ударения ё.
IV. Подведение итогов урока
Домашнее задание
Вариант I. Составить словарный диктант «Роль ь» (20-25 слов).
Вариант II. Составить словарный диктант «О-ё после шипящих и ц (20-25 слов).