Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов
Морфология и орфография
Цели: выявить связи морфологии глагола и его форм и орфографии; разбирать задания тестов ЕГЭ.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Взаимопроверка упражнений, выборочный разбор заданий.
II. Работа по группам
Разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.
III. Разбор заданий ЕГЭ
1. Слово учителя.
Продолжим выполнение заданий тестов ЕГЭ, которые касаются связи морфологии и орфографии, то есть такие, в которых для правильного написания необходимо определение частей речи и их морфологических характеристик. На этот раз подробнее остановимся на глаголах и их формах.
2. Выполнение заданий, беседа и комментарии учителя.
Задания
1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква ю?
1) они вытерп..т; кол..щая льдинка;
2) стел..щийся кустарник; пчелы жал..т;
3) дремл..щая собака; зерна перемел..тся;
4) дети пол..т грядки; завис..щие от образования.
2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква у?
1) щекоч..щий лицо ветер; звуки слыш..тся;
2) стены руш..дся; движ..щаяся артиллерия;
3) молнии блещ..т; колыш..щиеся ветки;
4) листья держ..тся; трепещ..щие флаги.
Комментарии учителя
Оба задания - на правописание безударных личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Верный ответ для обоих заданий - под цифрой 3.
Для правильного выбора буквы необходимо уметь быстро определять спряжение глагола. Практика показывает, что подобная работа вызывает затруднения у значительной части учеников. Попробуем повторить тему «Спряжение глаголов», упростив объяснение. Оказывается, многие не помнят значений грамматических характеристик, а значит, не понимают их смысла.
- Что такое инфинитив?
Начальная форма глагола. Сам по себе инфинитив не обозначает никакого действия, а лишь называет его. Предполагают, что инфинитив в древности был сходен с существительным. Примерами, подтверждающими эту версию, могут служить омонимичные слова - глаголы и существительные: печь - печь, течь - течь и т. п. Доказательством может служить также инфинитив в предложениях, где он выступает в роли подлежащего. Например: Учиться всегда пригодится. Отдыхать хорошо после работы. Инфинитивы легко заменяются существительными: учиться - учение, отдыхать - отдых.
- Что такое спряжение?
Это изменение глаголов по лицам и числам. То есть когда появляется субъект действия, глагол меняет свою инфинитивную форму и начинает «работать по специальности», означать действие:
Я живу, говорю; ты живешь, говоришь; он живет, говорит;
Мы живем, говорим; вы живете, говорите; они живут, говорят.
Заметим, что совпадают гласные окончаний только в 1 лице единственного числа, а в окончаниях всех остальных форм глагола жить наблюдаются гласные е или у (живем, живешь, живут...), глагола говорить - и или я (говоришь, говорит, говорят...). Так изменяются все глаголы русского языка за малым исключением. Например, глагол хотеть изменяется двояко: часть форм - по I спряжению (хочешь, хочет), часть - по II (хотим, хотите, хотят). То же относится к глаголу бежать: часть форм - по I спряжению (бегут) часть - по II (бежишь, бежит, бежим, бежите).
Существует всего два способа изменения: одни глаголы имеют в личных окончаниях буквы е, у (ю), другие - и, а (я). То есть спряжение глаголов - это объективно существующее различие в их формах, давно замеченное и зафиксированное. Таким образом, надо запомнить всего по две буквы (условно назовем их сигнальными) для каждого спряжения:
для I спряжения - гласные е, у (ю), для II спряжения - и, а (я).
- Например, к какому спряжению относится глагол спать! Проспрягаем (то есть изменим) его по лицам и числам: сплю, спишь, спит, спим, спите, спят. Гласные и, я говорят о том, что это глагол II спряжения.
Трудности начинаются там, где гласные окончаний безударные. В этом случае действует правило, позволяющее определять гласную окончания, то есть спряжение. Представим его в виде таблицы. Начнем со второго спряжения.
I спряжение |
II спряжение |
брить, стелить, брезжить + все остальные глаголы (на -ать, -оть, -уть и т. д.) «Сигнальные» буквы - е, у(ю) |
все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, брезжить + 11 глаголов- исключений. «Сигнальные» буквы - и, а(я) |
11 глаголов-исключений легко запомнить в виде стихотворения:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Заметим, что приставки и постфиксы не влияют на спряжение глаголов (например: услышать спрягается как слышать, вертеться - как вертеть и т. п.). Например, глагол вылетишь имеет безударное окончание, начальная форма - вылететь. Относится ли он к I спряжению? Нет, потому что приставки не влияют на спряжение. Отбросим приставку и увидим, что бесприставочный глагол имеет ударное окончание -летишь. Это глагол II спряжения.
Алгоритм проверки окончаний глаголов и суффиксов действительных причастий настоящего времени очень прост:
а) ставим глагол (или причастие) настоящего или будущего времени в начальную форму;
б) определяем спряжение (удобнее «примерять» глагол сначала ко II спряжению: выбор вариантов меньше);
в) подставляем «сигнальную» букву в окончание глагола (или суффикс причастия).
Проверим 1-е задание:
1) Они вытерпит: а) Вытерпеть, б) II спряжение (искл.) - я. в) Вытерпят.
Кол..щее оружие: а) Колоть, б) Не на -ить и не глагол-исключение, значит I спряжение - ю. в) Колющее.
2) Стелющийся кустарник: а) Стелить, б) 1 спряжение (искл.) - ю. в) Стелющийся.
Пчелы жал..т: а) Жалить. 2. II спряжение-я. 3. Жалят.
3) Дремлющая собака: а) Дремать, б) I спряжение - ю. в) Дремлющая.
Зерна перемел...тся: а) Перемолоться, б) I спряжение - ю. в) Перемелются.
4) Дети пол...т грядки: а) Полоть, б) I спряжение - ю. в) Полют.
Завис...щие от образования: а) Зависеть, б) II спряжение (искл.) - я. в) Зависящие.
Проверим 2-е задание:
1) Щекоч..щий лицо ветер: а) Щекотать, б) I спряжение -у. в) Щекочущий.
Звуки слышатся: а) Слышаться, б) II спряжение (искл.) - а. в) Слышатся.
2) Стены руш..тся: а) Рушиться, б) II спряжение - а. в) Стены рушатся.
Движ..щаяся артиллерия: а) Двигаться, б) I спряжение - у. в) Движущаяся артиллерия.
3) Молнии блещ..т: а) Блестеть, б) I спряжение -у. в) Молнии блещут.
Колыш..щиеся ветки: а) Колыхаться, б) I спряжение -у. в) Колышущиеся ветки.
4) Листья держ..тся: а) Держаться, б) II спряжение (искл.) - а. в) листья держатся.
Трепещ..щие флаги: а) Трепетать, б) I спряжение - у. в) Трепещущие флаги.
Примечание. Часто происходит путаница из-за определения начальной формы сходных глаголов. Например, глагол веровать – I спряжения, а верить - II, соответственно, личные окончания у них будут разными (веруем - верим и т. д.); ехать - I спр., а ездить – II спр. (едем - ездим).
Осторожнее надо быть с видовыми парами глаголов: пригласить - приглашать, выразить - выражать, примирить - примирять, запомнить - запоминать. Начальная форма обязательно должна быть такого же вида, как исходный глагол (причастие): что сделаем? - запомним (совершенный вид, нач. форма - запомнить), что делаем? - запоминаем (несовершенный вид, нач. форма - запоминать).
Обратим внимание на гласные в начальных формах следующих глаголов: сеять, веять, лаять, хаять, чуять, маяться, реять, таять, чаять, каяться, затеять, лелеять, но: клеить.
Легко запомнить эти глаголы в виде стишка:
Сеять, веять, маяться,
Лаять, хаять, каяться,
Чуять, чаять и затеять,
Реять, таять и лелеять.
Важно помнить, что спряжение - это изменение личных окончаний глаголов, а определение начальной формы необходимо лишь для глаголов с безударными окончаниями. Так, у глагола сидеть личные окончания ударные, он относится ко II спряжению (сидишь, сидят...).
Выполним другие задания по морфологии из тестов ЕГЭ.
Задания
3. В каком слове на месте пропуска пишется е?
1) отча..вшись;
2) разве..лось;
3) выскоч..вший;
4) упорядоч..нный.
Комментарии учителя
Это задание касается гласных в суффиксах глагольных форм.
Проверкой может служить начальная форма глагола: конечный гласный основы сохраняется в прошедшем времени (развеяться - развеялось), в том числе в действительных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов на -ить (выскочить - выскочивший), в деепричастиях совершенного вида (отчаяться - отчаявшись). Если конечный гласный основы безударный, то проверка, невозможна, надо запомнить, как пишется инфинитив.
Особо следует остановиться на страдательных причастиях. Если основа глагола, от которого образовано причастие, кончается на -а(-я), то эта гласная сохраняется и в страдательном причастии, если кончается на -ы, то эта гласная в причастии переходит в е. (Здесь дело в словообразовании. Если инфинитив на -ить-, то причастие образуется с помощью суффикса -енн-. Если же инфинитив на -ать- (-ять), то суффиксы начальной формы сохраняются и причастие образуется путем присоединения суффикса –нн-.
Следует различать суффиксы -нн- (отрезанный) и -енн- (построенный, возвращенный). Этому поможет морфемный разбор.
Если инфинитив на -ить-, то причастие образуется с помощью суффикса -енн-: по-стро-и-ть → по-стро-енн-ый; воз-врат-и-ть → воз-вращ-енн-ый.
Если же инфинитив на -ать- (-ять), то суффиксы начальной формы сохраняются и причастие образуется путем присоединения суффикса -нн-: от-рез-а-ть → от-рез-а-нн-ый; рас-та-я-ть →рас-та-я-нн-ый.
В нашем примере: упорядоченный - начальная форма упорядочить, значит упорядоченный (и → е).
Итак, правильный ответ под цифрой 4.
Наиболее часто случаются ошибки в подобных причастиях, особенно в тех, что имеют омофоны. Разберем такой случай.
Выкач...нный мед - выкач...нный из подвала бочонок. Звучат причастия одинаково, но смысл имеют разный й образованы они от разных глаголов: выкачать и выкатить. В первом причастии гласный глагольной основы а, он сохраняется, значит выкачанный мед. Во втором - и, он меняется на е, значит выкаченный бочонок.
Аналогично разбираем другие подобные пары глаголов:
расстрел..нный (расстрелять → расстрелянный) - застрел..нный (застрелить — и → е - застреленный);
замеш..нный в преступлении (замешать → замешанный) - замеш..ное на молоке тесто (замесить → замешенное);
развеш..нные на стене картины (развешать → развешанные) – развеш..нный на весах товар (развесить → развешенный).
4. Укажите неверное объяснение орфограммы (о/ё после шипящих).
1) лучом - в окончании существительного, под ударением;
2) дешевый - в суффиксе прилагательного, под ударением;
3) тушёнка - в суффиксе причастия, сохраняющемся в производном от причастия прилагательном и существительном;
4) вооружённый - в суффиксе причастия.
Комментарии учителя
В этом задании необходимо не только правильно определить часть речи, но и разобрать слова по составу, а также сделать словообразовательный анализ.
В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после корня на шипящий или ц под ударением пишется о, без ударения - е: лучом. Значит, первое объяснение верно.
Приведем другие примеры: холщовая (ткань), сундучок, но комочек. Заметим, что то же самое относится к наречиям: горячо, общо, но жгуче.
В слове дешёвый объяснение орфограммы о/ё после шипящих дано неправильно. Слово легко проверяется его однокоренными вариантами: дешевле, дешево.
Слово тушёнка нуждается в словообразовательном анализе. Это отглагольное существительное (от тушить - тушёный), поэтому сохраняет гласную отглагольного прилагательного ё.
Вообще все глагольные формы и отглагольные существительные в окончаниях и суффиксах могут иметь только е(ё): вооружённый, решённый, взвешенный, огорчённый, испечён, стережёт, бережёшь; ночёвка, тушёнка, корчёвка, кочёвка, сгущёнка.
Значит, верный ответ для четвертого задания находится под цифрой 2.
Домашнее задание
Из Р-1: упр. 165, 166, 173, 182.
Из Р-2: упр. 264, 268.
Подготовить вопросы по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.