Практическая и функциональная стилистика

Все уроки русского языка 10 класс

Практическая и функциональная стилистика

Цели: дать учащимся понятие о двух видах стилистики с учётом её разной направленности; учить диалектическому подходу к науке как таковой на примере динамики стилистики (различная классификация её разделов); показывая особенности стилей речи, воспитывать у учащихся строгое, взыскательное отношение к речевой практике.

Оборудование: (РМ) таблица-приложение на каждую парту (РМ — раздаточный материал); две схемы «Стили речи» (на доске).

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

Учащиеся зачитывают стихи В. В. Маяковского, комментируют его произведения с точки зрения стилистики.

♦ Как избежать загрязнения речи?

♦ Какой отрывок художественного текста вы выбрали и благодаря чему он «блистает»?


II. Постановка целей и задач урока

Учитель. Сегодня мы познакомимся с двумя разделами стилистики, их особенностями. Практически закрепим полученные знания, составляя тексты разных стилей одной тематики. Отметим их особенности и различия.


III. Объяснение нового материала

Форме дай щедрую дань

Временем: важен в поэме

Стиль, отвечающий теме.

(Н. А. Некрасов)

1. Слово учителя

— Мы с вами познакомились на прошлом уроке с понятием «наука стилистика».

Единого подхода к стилистике как к науке сейчас, к сожалению, пока нет. Система не сформировалась окончательно. Поэтому возможны варианты в толковании того или иного понятия, явления, разделов, входящих в эту науку. Но основы стилистики уже определились.

2. Работа с таблицей

— Рассмотрим внимательно таблицу. Какие разновидности стилистики в ней предложено выделить?


Стилистика как наука


Стилистика языка («система систем»). Функциональные стили

Стилистика речи (способы употребления языка и его стилей в монологической и диалогической речи)

Стилистика художественной литературы

Функция — общение

Функция — сообщение

Функция — воздействие

Обиходно-бытовой стиль

• Обиходноделовой стиль;

• официально-документальный;

• научный

• Публицистический;

• Художественно-беллетристический


3. Лекция учителя

(Основные положения учащиеся записывают в тетрадях.)

— Итак, в стилистике есть несколько направлений:

• функциональная стилистика, изучающая функционально-стилистическое расслоение языка, то есть функциональные стили;

• практическая стилистика, анализирующая закономерности, целесообразность, уместность употребления слов, оборотов, грамматических форм и конструкций;

• стилистика текста — молодая, бурно развивающаяся наука, изучающая закономерности построения и функционирования текстов;

• фоностилистика изучает образные, ассоциативные представления, вызываемые у человека звуками (новейшее направление). Для дальнейшего более легкого восприятия материала предлагаю пользоваться словариком терминов, основных понятий стилистики, которые нам пригодятся в дальнейшей работе (см. приложение к уроку № 2).

(Учащиеся зачитывают вслух определения терминов.)

Функциональным стилем называется исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения. Возможна иная формулировка: «Функциональный стиль — это разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении» (Г. Я. Солганик).

Каждая функция — это определенная установка на ту или иную манеру изложения — точную, объективную, конкретно-изобразительную, информационно-деловую и т. д. И соответственно с этой установкой каждый функциональный стиль отбирает из литературного языка те слова и выражения, те формы и конструкции, которые могут наилучшим образом выполнять внутреннюю задачу данного стиля. Так, научная речь нуждается в точных и строгих понятиях — терминах, художественная тяготеет к конкретности, изобразительности.


IV. Закрепление

1. Беседа

♦ С какими стилями речи, ранее изученными, мы можем сопоставить стили, расположенные в категории «стилистика языка»?

♦ Почему они называются функциональными?

♦ Дайте определение понятию «функциональный стиль».

♦ Что такое практическая стилистика?

2. Лекция учителя

— Существует несколько версий типологии стилей речи. Так, например, по условиям, в которых осуществляется акт речи, стили речи делятся на следующие разновидности.


image2


А. Н. Гвоздев, учёный-языковед, подразделяет все стили на книжные (публичные) и разговорные (бытовые). Однако мы будем изучать наиболее типичную классификацию (таблица, приведенная ранее, и данная схема). В современном русском языке традиционно выделяют следующие стили:


image3


Каждый стиль располагает своими способами раскрытия, развития мысли, особой лексикой, фразеологией, грамматическими формами. Каждый стиль характеризуется определенными условиями общения, своей задачей речи. Сейчас мы на практике, составляя текст на определённую тему, посмотрим на особенности каждого стиля.


3. Работа в группах

Задание. Составить текст из 5-6 предложений на тему «Великая Отечественная война — подвиг народа», используя различные стили.

1 группа — разговорный стиль.

2 группа — научный стиль.

3 группа — публицистический стиль.

4 группа — официально-деловой стиль.

5 группа — художественный стиль.

♦ Зачитаем составленные тексты. Получилось ли у вас раскрыть тему?

♦ Какими особенностями отличается каждый из текстов?

Запись под диктовку

— Давайте запишем основные особенности каждого стиля. В дальнейшем мы разберем их более подробно.

Разговорный стиль — разговорно-бытовая лексика, неполные предложения, диалог.

Научный стиль — термины, нейтральная лексика, точные факты, цифры, даты, фамилии, наименования.

Публицистический стиль — обращения, восклицательные и вопросительные предложения, образность, эмоциональность.

Официально-деловой стиль — определенные штампы — форма записи, факты, даты, фамилии, деловой язык.

Художественный стиль — образность, красочность, художественные приемы, эмоциональная окраска.

4. Продолжение лекции учителя

— Интересен раздел стилистики — фоностилистика. Его только начали разрабатывать учёные. Он изучает вопросы благозвучия речи. Послушайте любопытный анекдот. Ответьте на вопрос «в чём его соль?».

Дыбра — это зверь, который бродит в дебрях тундры, вроде бобра и выдры, враг кобры и пудры, бодро тибрит ядра кедра в вёдрах и дробит добро в недрах. (Б анекдоте — игра слов с сочетанием согласных БР, ДР, ЗБ, БР. Повторы этих сочетаний делают речь неблагозвучной.)

Прием определённого подбора, повтора звуков часто используют поэты в своем творчестве.

Мастером словесной живописи в русской поэзии является А. Прокофьев. В его творчестве звукопись занимает большое место. В стихах поэта мы слышим переливы волн, кипучие ключи, певучие ручьи. Вот отрывок из его стихотворения, в котором использован звукообраз метели:

Вот какое дело,

Верней, дела:

На широкой улице

Метель была.

Метель — канитель,

Повилика — повитель,

Метель!

Как мела?

Да в два помела:

Перемётывала,

Перелётывала,

Полумёртвая

Перевёртывала!

Метелица сивая

Снег мела...

А за ней, красивая,

Ты прошла.

(А. Прокофьев)


V. Итог урока

♦ Какие направления в стилистике вам теперь известны?

♦ О каких функциональных стилях вы узнали?

♦ Почему они называются функциональными?


VI. Домашнее задание

1. Теория по учебнику.

2. (На усмотрение учителя домашнее задание может быть распределено по уровням.)

Сделайте рисунок-ассоциацию (образную, цветовую, звуковую...) гласных или согласных звуков.

3. Подготовьте выступление о направлениях в стилистике.

4. Познакомьтесь со словарем терминов.


VII. «На закуску»

— Послушайте высказывание русского писателя Е. Замятина о гласных и стихотворение французского поэта А. Рембо «Гласные».

«Всякий звук человеческого голоса, всякая буква сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. <...> С А связывается широта, даль, океан, марево, размах. С О — высокое, глубокое, море, лоно. С И — близкое, низкое, стискивающее и т. д.»

(Е. Замятин)

* * *

А — черный; белый — Е; И — красный; У — зеленый;

О — синий: тайну их скажу я в свой черед.

А — бархатный корсет на теле насекомых,

Которые жужжат над смрадом нечистот.


Е — белизна холстов, палаток и тумана,

Блеск горных ледников и хрупких опахал.

И — пурпурная кровь, сочащаяся рана

Иль алые уста средь гнева и похвал.


У — трепетная рябь зеленых вод широких,

Спокойные луга, покой морщин глубоких

На трудовом челе алхимиков седых.


О — звонкий рев трубы, пронзительный и странный,

Полеты ангелов в тиши небес пространной,

О — дивных глаз ее лиловые лучи.

(А. Рембо)

♦ Какое направление в стилистике занимается изучением проблемы звуковых ассоциаций?

♦ А какие ассоциации у вас вызывают названные гласные? Следует учитывать, что звуковые, зрительные ассоциации — явление исключительно индивидуальное, науке пока не подвластное. Попробуйте при подготовке домашнего задания раскрыть свою индивидуальность в этом плане.


Приложение к уроку № 2


Возвышенный стиль (высокий стиль) (ед.)

Разновидность стиля, так называемый книжный стиль, характерный для современных развитых национальных языков. Как и во всех славянских языках, возвышенный стиль русского языка восходит к церковнославянскому языку — литературному языку Средневековья, а также к языку летописания и других письменных документов Древней Руси (см. теорию о трех штилях М. Ломоносова)

Вульгаризм (-ы)

В лексической стилистике: слово или выражение, обычно свойственное фамильярной или грубой просторечной, арготической или жаргонной речи и использованное в разговорной речи (жрать, дрыхнуть, стибрить, хапать). В художественных текстах вульгаризмы часто используются авторами для создания речевого портрета персонажей: Когда один муж лается с одной женой — это еще куда ни шло (Б. Пикуль)

Иностилевой (-ые) элемент (-ы)

Стилистически маркированная речевая единица любого уровня, неуместно используемая за пределами текстов своего стиля. Как иностилевой элемент будут характеризоваться просторечные акцентные, морфологические формы звОнит, шоферА, квАртал в официальной речи, канцеляризмы, употребленные за пределами текстов официально-делового стиля, жаргонизмы в текстах официально-делового и научного стилей

Лексическая стилистика (ед.)

Раздел практической стилистики, в котором изучаются соотносительные лексические средства языка, дается оценка использованию слова в конкретной речевой ситуации и вырабатываются рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях. Лексическая стилистика изучает слово во всем многообразии системных связей, существующих в языке. Такой подход выдвигает на первый план изучение синонимов, антонимов, паронимов. В центре внимания лексической стилистики находятся стилистическое расслоение лексики, оценка архаизмов и неологизмов, слов ограниченного употребления, анализ закономерностей использования стилистически значимых средств в различных сферах общения. Лексическая стилистика выступает как против употребления лишних слов, так и против неоправданного пропуска слов

Морфологическая стилистика (ед.) (стилистика частей речи)

Раздел стилистики, изучающий: 1) использование единиц разных частей речи в различных функциональных стилях и стилистическую активность тех или иных лексико-грамматических разрядов, а также отдельных грамматических категорий слов; 2) экспрессивную функцию слов разных частей речи и разнообразных морфологических средств языка; 3) вариантные формы частей речи и их употребление в текстах разного характера;

4) морфолого-стилистические ошибки

Норма стилевая (стилистическая, функционально-стилевая)

Исторически сложившиеся и вместе с тем закономерно развивающиеся общепринятые реализации заложенных в языке стилистических возможностей, обусловленные целями, задачами и содержанием речи определенной сферы общения; это правила наиболее целесообразных в каждой сфере общения реализаций принципов отбора и сочетания языковых средств, создающих определенную стилистико-речевую организацию

Нарушение нормы

Не всегда показатель неосведомленности носителя (его безграмотности) либо невладения ею. Нарушение нормы может быть стилистическим средством (например, при создании речевого портрета персонажа)

Двойственность нормы

Параллельное существование двух равновозможных, равнодопустимых вариантов. Одному из вариантов оказывается явное предпочтение, он обладает большим весом или большей частотностью, большей распространенностью или нейтральностью, универсальностью и через некоторое время становится единственно возможным

Синтаксическая стилистика (ед.)

Раздел практической стилистики, изучающий различные структурные типы предложений, употребление параллельных синтаксических конструкций, синтаксическую синонимию, использование различных способов актуализации отдельных частей высказывания и т. п. Синтаксическая стилистика представляет стилистическую оценку синтаксических средств языка, выявляющих их функционально-стилевую закрепленность и экспрессивные возможности. Синтаксическая стилистика занимается также типологией синтаксических стилистических ошибок

Словообразовательная стилистика (ед.)

Раздел практической стилистики, изучающий богатство словообразовательных ресурсов русского языка, обладающих яркой стилистической окраской, словообразовательные архаизмы, стилистическое использование книжных и разговорно-просторечных словообразовательных средств в художественных текстах

Слово (-а)-паразит (-ы)

В лексической стилистике: слово или словосочетание, вставляемые в речь, когда говорящий затрудняется продолжить высказывание или не решается определенно высказать какую-либо мысль: вот, так, так сказать, значит, этого, того

Стилевая (-ые) доминанта (-ы)

Основная языковая характеристика функционального стиля, предопределяющая отбор языковых средств при создании текстов этого стиля. При описании функциональных стилей определяются основные сферы использования функционального стиля, основная функция и та стилевая доминанта, вокруг которой происходит системная организация всех основных параметров стиля, его специфических и наиболее вероятных свойств

Стилистика (ед.) художественной речи

Структурный раздел стилистики, изучающий вопросы, связанные с приобретением языковыми единицами в контексте цельного художественного произведения эстетической значимости. Проблематика стилистики художественной речи включает: 1) проблему «образа автора»; 2) построение разных типов авторского повествования, речи персонажей, диалога; 3) отбор языковых элементов, в том числе и нелитературных, ненормированных, их трансформацию в контексте художественного произведения, художественной речи в целом; 4) внутреннюю организацию художественного повествования с позиций автора, рассказчика, персонажа, типологию композиционно-синтаксических форм повествования в данном художественном тексте; 5) вопрос о соотношении литературного языка и языка художественной литературы

Стилистическая окраска (ед.)

В лексической стилистике: экспрессивные свойства языковой единицы, накладывающиеся на ее основное, или предметно-логическое, значение. Парус (нейтральная окраска) — ветрило (возвышенная окраска); ударить (нейтральная окраска) — шибануть (сниженная окраска)

Функциональный стиль

Исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения.

«Функциональный стиль — это разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении» (Г. Я. Солганик)


(Лагута О. Н. «Стилистика. Культура речи. Теория речевой коммуникации. Учебный словарь терминов». — Новосибирск, 2000.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]