Все уроки русского языка 10 класс
Стилистическая окрашенность языковых средств (эмоционально-экспрессивная и функционально-стилевая
Цели: в работе над материалами урока сделать акцент на важность эмоциональной и функциональной окраски слов; учить учащихся различать оттенки этой окраски в устной и письменной речи; воспитывать тонкое языковое чутьё.
Оборудование: словари толковые.
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
1. Устное изложение теоретического материала по материалам учебника
2. Анализ ошибок, найденных учащимися в материалах газет
3. Проверка выполнения задания по подбору синонимов
II. Актуализация опорных знаний
Задание. Охарактеризуйте данные слова с точки зрения стиля.
Домик, домишко, дом, домище, домина.
♦ В каком стиле мы их чаще всего употребляем?
♦ Чем они отличаются? За счет чего достигается этот эффект?
III. Постановка целей и задач урока
Основной словарный состав русского языка — слова нейтральные. Но есть и другие группы слов. Исходя из темы урока, мы будем работать над различением оттенков окрашенности слов — эмоциональной и функциональной.
IV. Объяснение нового материала
1. Лекция учителя
— Помимо огромного количества нейтральных в стилистическом отношении слов существует много русских слов, которые, как говорят, излучают поэзию, то есть обладают стилистической окраской (коннотацией). Они не только называют предмет, но и оценивают его, выражают связанные с ним эмоции (чувства), экспрессию (усиливают значение), оценку — одобрение, неодобрение, ласку, фамильярность, осуждение, шутку. В толковых словарях русского языка такие слова сопровождаются стилистическими пометами: шутливое, ироническое, фамильярное, презрительное, неодобрительное, бранное и т. д. Эти значения как бы добавляются к основному, называющему предмет.
(Запись схемы в тетради.)
В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы:
1) слова с ярким оценочным значением, содержащие оценку фактов, явлений, признаков, дающие однозначную характеристику людей: воодушевить, восхитительный, дерзание, непревзойденный, брюзга, напакостить;
2) многозначные слова, нейтральные в основном значении, получающие качественно-эмоциональный оттенок при переносном употреблении. Так, о человеке определенного характера можно сказать: шляпа, тюфяк, дуб, медведь; в переносном значении используются и глаголы: пилить, шипеть, грызть, зевать;
3) слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств: сыночек, дочурка, солнышко, аккуратненько — положительные эмоции; детина, бородища — отрицательные.
Эмоциональность речи нередко передается особо выразительной, экспрессивной, лексикой. Например, вместо слова хороший, приходя в восторг от чего-либо, мы говорим прекрасный, замечательный, восхитительный, чудесный.
Возможности и степень образности и эмоциональности в разных стилях неодинаковы. Эти качества речи не характерны для научного и официально-делового стилей. Однако некоторые моменты образности все же присутствуют и в этих стилях. Так, в физике есть термин странная частица (ведет себя необычно), в метеорологии — роза ветров (ветры, дующие одновременно в разных направлениях).
Эмоционально-экспрессивная окраска слова и его принадлежность к определенному функциональному стилю в лексической системе русского языка, как правило, взаимообусловлены. Книжные слова имеют общую функционально-стилистическую «возвышенную» окраску. Нейтральные слова имеют нулевую стилистическую окраску и составляют основу любой речи.
Историческая справка
Традиционно в современных развитых национальных языках выделяют три стиля: нейтральный, высокий и низкий.
«Прообраз теории трех стилей зародился в Римской империи. Латинский язык Древнего Рима объединял 1) urbanitas — речь самого города Рима (Urbs), считавшуюся образцом, речь свободных граждан, нерабов; 2) rusticitas (от rusticus — «деревенский», «сельский») — речь жителей сельской местности, не вполне правильную; 3) peregrinitas (от peregrinus — «чужеземный») — речь граждан отдаленных римских провинций, воспринимавшуюся римлянами неправильной и превратившейся при контактах с местными языками в вульгарную латынь, из которой впоследствии стали развиваться романские языки. Таким образом, в основе этой древней классификации стилей лежит региональный критерий» (О. Н. Лагута).
В русском языке предложил всю лексику делить на три стиля (штиля) М. В. Ломоносов.
2. Доклад учащихся о теории трех штилей М. В. Ломоносова
3. Продолжение лекции учителя
— В наше время данное деление сохранилось, однако несколько изменился подход к внутреннему распределению слов.
Рассмотрим схему.
Так, слова «дева», «девушка», «девка» имеют одно и то же значение, однако имеют разную стилистическую окраску. Слово «дева» употребляют в книжном высоком стиле, оно характерно для поэтических текстов. «Девушка» — нейтральное, его можно употребить в любом стиле. А «девка» имеет явно сниженную окраску — разговорную и даже просторечную. Во времена А. С. Пушкина «девкой» называли простую крестьянку. М. Ломоносов приводит пример фраз именно с данными словами:
Робкая дева трепещет.
Трусливая девка дрожит.
А поэт Л. Мартынов писал:
Но теперь я отчетливо вижу,
Различаю все четче и четче,
Как глаза превращаются в очи,
Как в уста превращаются губы.
Мы легко по некоторым словам определяем стиль. Так, например, слова «объяснительная записка», «вышеозначенный», «аргумент» мы без ошибок отнесем к книжному функциональному стилю, так как они наделены функционально-стилистической окраской. Книжные слова, как и разговорные, характеризуются именно функционально-стилистической окраской.
Официальной, сухой, обезличенной, канцелярской окраской обладают официально-деловые слова. Научная лексика — логичностью, четкостью, обобщенностью изложения, строгостью, будет наблюдаться насыщенность терминологией. Публицистика стремится воздействовать на умы и чувства людей через яркие, эмоциональные, точные слова. Сочетание книжности и оценочности — главная особенность газетно-публицистических слов. Разговорный язык — это живая, яркая, неподготовленная речь с некоторым вкраплением просторечной лексики (иной раз это бранные, вульгарные слова). С просторечной лексикой нужно обращаться весьма осторожно, так как она находится за пределами литературного языка.
V. Закрепление
1. Распределительный диктант
Задание. Распределите данные слова по категориям: нейтральные, разговорные, просторечные. Определите уровень эмоциональной оценки у просторечных слов — положительный, отрицательный, поставив знаки «-» или « + ».
Жадюга, жадина, жадный; деловой, дельный, деляга; раззява, разиня, рассеянный; трудовой, трудяга.
2. Выборочный диктант
Задание. Запишите только книжные фразеологизмы с приподнятой экспрессивно-стилистической окраской.
Вожжа под хвост попала, базарная баба, вступить на стезю, кишка тонка, кануть в Лету, два сапога пара, делить шкуру неубитого медведя, глас вопиющего в пустыне, семь пятниц на неделе, отдавать последний долг, поборник правды, переливать из пустого в порожнее.
♦ В текстах какого стиля можно использовать выписанные фразеологические обороты?
♦ А в каком случае могут быть использованы остальные обороты?
(В художественных текстах при характеристике персонажа, некоторые — в быту.)
♦ Дайте лексическое толкование фразеологизмам, не имеющим экспрессивно-стилистической окраски.
3. Коррекция предложений (РМ)
Задание 1. В предложениях, взятых из газетных материалов, найдите неуместно использованные иностилевые элементы (см. с. 29-30). Исправьте ошибки.
1) Новый прораб ходит за бригадиром и выясняет, что и как называется и куда присобачивать.
2) Всю ночь верующие держали почетную вахту при Гробе Господнем.
3) Чтобы создать новый сорт пшеницы, нужно ого-го как постараться. К тому же в этой работе замешано большое количество людей.
Задание 2. Найдите в приведенных предложениях неудачно включенные стилистически или эмоционально окрашенные слова и словосочетания. Проанализируйте (дайте характеристику) и устраните ошибки.
1) Перед мощью народа колчаковцы не устояли и скоро дали газу с нашей территории.
2) Прекрасная музыка стихов Блока незаметными щупальцами проникает в наши души.
3) Особый интерес представляют собой сборища, на которых вместе с ребятами присутствует их классный руководитель.
4) Надо поторопиться, ибо мы опаздываем на поезд.
5) Изумительные случаи хулиганства и дебоша неоднократно регистрировались участковым.
4. Работа по сопоставлению лексических элементов различных стилей
Задание. Укажите стилевую принадлежность (книжное, нейтральное, разговорное, просторечное) слов, входящих в ряд синонимов.
Помогать (нейтр.), споспешествовать (книжн.), пособлять (прост.).
Девушка (нейтр.), девчонка (разг., шутл.), деваха (прост.), мамзель (прост.), юница (книжн., устар.).
Скулеж (прост.), жалоба (нейтр.), сетование (нейтр.), нытье (разг.).
Сделайте проверку по словарю.
VI. Итог урока
♦ Какие виды стилистически окрашенных слов вы теперь знаете?
♦ Чем отличается высокий стиль от остальных?
VII. Домашнее задание
1. Теория по учебнику.
2. Задания по уровням.
Высокий уровень
Найдите в газетах примеры неудачного включения стилистически или эмоционально окрашенных слов и выражений (4-5 примеров), охарактеризуйте, исправьте ошибки.
Достаточный уровень
В художественной литературе найдите 2-3 примера использования слов высокого стиля.
Средний уровень
Выпишите 3-4 слова из толкового словаря с пометой (ироническое, просторечное и т. п.) и толкованием.