Правописание слов с парным по глухости — звонкости согласным звуком на конце слова

Поурочные разработки по русскому языку 1 класс

Правописание слов с парным по глухости — звонкости согласным звуком на конце слова

ТИП УРОКА: урок закрепление изученного материала.

ЦЕЛИ УРОКА: развивать умения правильно обозначать буквой парный согласный звук в конце слов, безударный гласный звук в двусложных словах; проверить умение пользоваться приобретёнными знаниями при письме; учить рассматривать рисунок и составлять по нему текст.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• учащиеся научатся подбирать проверочные слова; учащиеся научатся писать двусложные слова с парным по глухости — звонкости согласным звуком на конце слова, объяснять их написание.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.


2. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполненного задания из учебника.

— В каких словах написание букв надо проверять? Почему?

Какие слова будут проверочным для слов, в которых есть парный согласный звук в конце слова?

Какие слова будут проверяемыми?

Прочитайте пары слов, которые вы записали. (Шарфы — шарф, ерши — ёрш, тетради — тетрадь, призы — приз, снега — снег, хлеба — хлеб.)


3. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки. Доскажите словечко.

Запишите отгадки.

Идут ко мне унылые,

С морщинками и складками.

Уходят очень милые —

Весёлые и гладкие!

Значит я надёжный друг —

Электрический... (Утюг)


Этот зверь тебе знаком —

Ест мышей, пьёт молоко.

Но на кошку не похож,

Весь в колючках длинных... (Ёж)


Он ходит голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он... (Жираф)

— Подчеркните букву, обозначающие парный согласный звук, который требует проверки.


4. Целеполагание

— Тема нашего урока «Правописание слов с парным по глухости — звонкости согласным звуком на конце слова». Учебная познавательная задача урока «Как обозначить буквой парный по глухости — звонкости согласный звук на конце слова?»

Сегодня на уроке вы будете учиться подбирать проверочные слова, объяснять их написание.


5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

Работа по учебнику (с. 99, упр. 11)

— Прочитайте стихотворение С. Маршака.

Найдите в стихотворных строчках слова с парными по глухости — звонкости согласными звуками на конце слова и проверочные слова для них. (Носорог — носорогом, мёд — мёду.)

Для какого слова в стихотворении нет проверочного слова? (Медведь.)

Постарайтесь подобрать проверочное слово к слову медведь. (Медведи.)

Прочитайте вопрос. (Что в лесу нашёл медведь?)

Ответьте на вопрос предложением из стихотворения. Запишите ответ на этот вопрос. (Мёд в лесу медведь нашёл.)

Словарная работа

— Что означает слово медведь?

Медведь — крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами. Слово медведь имеет переносное значение. Так называют крупного, сильного, но грузного и неуклюжего, неловкого человека.

— Прочитайте стихотворение. Дополните стихотворение подходящим по смыслу словом.

Не умеет дятел петь,

Нет у дятла слуха,

Говорят, ему медведь

Наступил на ухо.

Игра «Кто быстрее»

На доске записаны три столбика словарных слов (по количеству рядов в классе), в которых пропущены орфограммы.

По цепочке учащиеся выходят к доске и вписывают пропущенную букву.

за...ц

п...нал

т...традь

п...тух

к...р...над

п...нал

к...рова

п...тух

с...бака

м...дведь

с...бака

л...сица

с...бака

л...сица

п...тух

л...сица

к...рова

к...р...над

т...традь

м...дведь

к...рова

п...нал

т...традь

за...ц

к...р...над

за...ц

м...дведь

Способ проверки: ПК. Тема «Глухие и звонкие согласные звуки. Словарная работа. Задание 2».

2. Первичная проверка понимания

— Вспомните правила проверки написания парной согласной на конце слова.

Напоминаю это правило в стихах.

Парные согласные

Самые опасные.

Парный в слове проверяй —

Рядом гласный подставляй.

Работа по учебнику (с. 99, упр. 1)

— Подберите к каждому слову проверочное слово.

Запишите сначала проверочное слово, а потом проверяемое. (Дуб — дубы, круги — круг, медведи — медведь, часы — час, морозы — мороз.)

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

Проверочно-объяснительный диктант.

Лес

Вот дуб. Там сосна и ель. У пня ёж. В траве рос гриб. В кустах пел дрозд. К реке полз уж.


6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Работа по учебнику (с. 101, упр. 16)

— Прочитайте начало народной сказки.

Объясните правильное написание пропущенных орфограмм. Заслушиваются ответы учащихся.

Спишите предложение, в котором говорится о медведе.

Работа по учебнику (с. 100, упр. 15)

— Прочитайте слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Постарайтесь объяснить значение этих слов.

Подберите устно к этим словам проверочные слова. (Плот - плоты, плод — плоды, прут — прутья, пруд — пруды.)


7. Самостоятельная работа

Выполнение задания в рабочей тетради (с. 50, упр. 53 (1))

— Измените слова так, чтобы парный согласный звук в слове стоял перед гласным звуком. (Голоса — голос, тетради — тетрадь, стрижи — стриж, дожди — дождь.)


8. Домашнее задание

Выполнить задание по учебнику на с. 100, упр. 13.


9. Подведение итогов урока

— Почему не всегда легко обозначить буквой парный согласный в конце слова?

Расскажите, каким способом можно проверить написание буквы, обозначающей парный согласный звук в конце слова?


10. Рефлексия

— Закончите предложения.

На уроке я работал ...

Я выполнял задания...

Я научился...

У меня получилось ...

Полученные знания на уроке я могу...






Для любых предложений по сайту: [email protected]