Поурочные разработки по русскому языку 1 класс
Правописание слов с парным по глухости — звонкости согласным звуком на конце слова
ТИП УРОКА: урок закрепление изученного материала.
ЦЕЛИ УРОКА: развивать умения правильно обозначать буквой парный согласный звук в конце слов, безударный гласный звук в двусложных словах; проверить умение пользоваться приобретёнными знаниями при письме; учить рассматривать рисунок и составлять по нему текст.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся научатся подбирать проверочные слова; учащиеся научатся писать двусложные слова с парным по глухости — звонкости согласным звуком на конце слова, объяснять их написание.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполненного задания из учебника.
— В каких словах написание букв надо проверять? Почему?
Какие слова будут проверочным для слов, в которых есть парный согласный звук в конце слова?
Какие слова будут проверяемыми?
Прочитайте пары слов, которые вы записали. (Шарфы — шарф, ерши — ёрш, тетради — тетрадь, призы — приз, снега — снег, хлеба — хлеб.)
3. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки. Доскажите словечко.
Запишите отгадки.
Идут ко мне унылые,
С морщинками и складками.
Уходят очень милые —
Весёлые и гладкие!
Значит я надёжный друг —
Электрический... (Утюг)
Этот зверь тебе знаком —
Ест мышей, пьёт молоко.
Но на кошку не похож,
Весь в колючках длинных... (Ёж)
Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он... (Жираф)
— Подчеркните букву, обозначающие парный согласный звук, который требует проверки.
4. Целеполагание
— Тема нашего урока «Правописание слов с парным по глухости — звонкости согласным звуком на конце слова». Учебная познавательная задача урока «Как обозначить буквой парный по глухости — звонкости согласный звук на конце слова?»
Сегодня на уроке вы будете учиться подбирать проверочные слова, объяснять их написание.
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
Работа по учебнику (с. 99, упр. 11)
— Прочитайте стихотворение С. Маршака.
Найдите в стихотворных строчках слова с парными по глухости — звонкости согласными звуками на конце слова и проверочные слова для них. (Носорог — носорогом, мёд — мёду.)
Для какого слова в стихотворении нет проверочного слова? (Медведь.)
Постарайтесь подобрать проверочное слово к слову медведь. (Медведи.)
Прочитайте вопрос. (Что в лесу нашёл медведь?)
Ответьте на вопрос предложением из стихотворения. Запишите ответ на этот вопрос. (Мёд в лесу медведь нашёл.)
Словарная работа
— Что означает слово медведь?
Медведь — крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами. Слово медведь имеет переносное значение. Так называют крупного, сильного, но грузного и неуклюжего, неловкого человека.
— Прочитайте стихотворение. Дополните стихотворение подходящим по смыслу словом.
Не умеет дятел петь,
Нет у дятла слуха,
Говорят, ему медведь
Наступил на ухо.
Игра «Кто быстрее»
На доске записаны три столбика словарных слов (по количеству рядов в классе), в которых пропущены орфограммы.
По цепочке учащиеся выходят к доске и вписывают пропущенную букву.
за...ц |
п...нал |
т...традь |
п...тух |
к...р...над |
п...нал |
к...рова |
п...тух |
с...бака |
м...дведь |
с...бака |
л...сица |
с...бака |
л...сица |
п...тух |
л...сица |
к...рова |
к...р...над |
т...традь |
м...дведь |
к...рова |
п...нал |
т...традь |
за...ц |
к...р...над |
за...ц |
м...дведь |
Способ проверки: ПК. Тема «Глухие и звонкие согласные звуки. Словарная работа. Задание 2».
2. Первичная проверка понимания
— Вспомните правила проверки написания парной согласной на конце слова.
Напоминаю это правило в стихах.
Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй —
Рядом гласный подставляй.
Работа по учебнику (с. 99, упр. 1)
— Подберите к каждому слову проверочное слово.
Запишите сначала проверочное слово, а потом проверяемое. (Дуб — дубы, круги — круг, медведи — медведь, часы — час, морозы — мороз.)
3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Проверочно-объяснительный диктант.
Лес
Вот дуб. Там сосна и ель. У пня ёж. В траве рос гриб. В кустах пел дрозд. К реке полз уж.
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Работа по учебнику (с. 101, упр. 16)
— Прочитайте начало народной сказки.
Объясните правильное написание пропущенных орфограмм. Заслушиваются ответы учащихся.
Спишите предложение, в котором говорится о медведе.
Работа по учебнику (с. 100, упр. 15)
— Прочитайте слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Постарайтесь объяснить значение этих слов.
Подберите устно к этим словам проверочные слова. (Плот - плоты, плод — плоды, прут — прутья, пруд — пруды.)
7. Самостоятельная работа
Выполнение задания в рабочей тетради (с. 50, упр. 53 (1))
— Измените слова так, чтобы парный согласный звук в слове стоял перед гласным звуком. (Голоса — голос, тетради — тетрадь, стрижи — стриж, дожди — дождь.)
8. Домашнее задание
Выполнить задание по учебнику на с. 100, упр. 13.
9. Подведение итогов урока
— Почему не всегда легко обозначить буквой парный согласный в конце слова?
Расскажите, каким способом можно проверить написание буквы, обозначающей парный согласный звук в конце слова?
10. Рефлексия
— Закончите предложения.
На уроке я работал ...
Я выполнял задания...
Я научился...
У меня получилось ...
Полученные знания на уроке я могу...