Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Звуки [р], [р']. Буква Р, р
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети научатся выделять из слов согласные сонорные [р], [р'];
• произносить звуки [р] и [р'] чисто и правильно;
• определять местонахождение данных звуков в словах;
• узнавать графический образ букв Р и р;
• разовьют орфографическую зоркость, умение находить «ошибкоопасные» места в словах.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— На прошлом уроке мы научились различать звуки [л] и [р]. Эти звуки дети очень часто путают.
Показывается рисунок балерины.
— Кто это? (Барелина — балерина?)
Показывается рисунок секретаря-машинистки.
— Кто это? (Сектетарь — секретарь?) Сегодня мы более глубоко познакомимся со звуками [р] и [р'] и буквой, которая их обозначает.
2. Мотивация учебной деятельности
— Объясните смысл пословицы: Дружба в делах помощница. (Бывает очень трудно справиться с какой-либо работой. Друг придёт на помощь. Всем становится легко, радостно.)
Следующая пословица: Работаешь добросовестно, в глаза смотреть не совестно. (Когда хорошо выполняешь любое дело, то не стыдно перед окружающими.)
Вот сейчас мы поработаем в парах и решим ребусы.
3. Работа по теме урока
— Я приглашаю вас в лес погулять. Нас ждёт много интересного.
Отгадайте загадки.
Был белым конём.
Стал чёрным дымком.
(Гриб дождевик)
Красна оправа, да страшна отрава.
(Мухомор)
Вставьте пропущенное слово.
Лес тихонько увядает,
Выцветает, облетает.
Мокнет, сохнет... Но постой!
В ельнике средь старых шишек
Жёлтым соком брызжет...
(Рыжик)
— Кто вы? Дружные сестрички.
— Мы — ... (Лисички)
(А. Шибаев)
— К названиям каких грибов относятся эти схемы? Какой звук слышим в начале слова и в конце слова? ([р] — согласный, твёрдый.)
— Ребусы, загадки и стихи помогли нам собрать целую корзину... (Грибов.)
Составьте схему. Как слышится звук [р]?
Назовите их. Посмотрите, сколько разных корзиночек. Называются они все по-разному: корзина, лукошко, туесок, короб.
Дети называют грибы, вставляют в прорези корзинок.
— Какие ещё грибы вы знаете? (Сыроежки, подосиновик, боровик, грузди, опята, маслята, моховики...)
Какой гриб не станем брать домой? (Мухомор.)
Что это за гриб? (Это ядовитый гриб. Им можно отравиться.)
Но для некоторых животных мухомор является лекарством. Произнесём его название и протянем звук на конце слова. Как вы думаете, какой это звук? (Звук [р] — согласный. Он произносится с препятствиями. Воздух с трудом проходит через язык и зубы и вырывается изо рта.)
Повернитесь друг к другу, посмотрите, как у вас дрожит кончик язычка у верхнего нёба. Что ещё мы хотим узнать про согласный звук [р]? (Прикладываем руки к шее и долго произносим звук [р]. Чувствуем вибрацию в горле, значит, звук [р] звонкий.)
Что ещё мы можем сказать о звуке [р]? (Он может быть твёрдым звуком.)
Как называются эти грибы?
Произнесём и послушаем название этого гриба. (Подберёзовик.)
В каком по счёту слоге мы слышим звук [р]? (В третьем слоге рё мы слышим звук [р'].)
Покажите схему только этого слога.
Дети показывают слог-слияние с мягким согласным звуком [р].
— Что вы знаете о новом звуке. (Звуки [р] и [р'] — согласные звонкие, могут быть твёрдыми и мягкими.)
Разберём названия наших грибов по наличию нового звука. Слова, в которых слышится твёрдый звук [р], положим в лукошко. (Мухомор, рыжик, грузди, сыроежки.)
Слова, в которых звук [р'], — в туесок. (Гриб дождевик, подберёзовик.)
От слова гриб образуйте ряд родственных слов. (Гриб — грибник, грибница, грибной дождь.)
Какими буквами будем обозначать звуки [р] и [р']? (Буквами Р, р.)
Почему две буквы р? На что они похожи?
Дети делают различные предположения.
— Послушайте четверостишия о букве р.
Буква р — на мачте парус.
Вдаль плывёт, небес касаясь.
(В. Степанов)
Ручка круглая у трости.
Трость для деда сделал Костя.
(Г. Виеру)
— Давайте учиться печатать букву Р, р и все слоги-слияния с этой буквой.
Подчеркните слог, в котором буква р обозначает звук [р'].
Попробуйте к каждому слогу добавить ещё слог или два и получить новое слово. (Ра — рама, раки, радуга, радость. Ру — рукавичка, русский, рупор...)
Объясните схемы под рисунками (с. 65) справа от иллюстрации. Укажите местонахождение нового звука в словах.
Дети характеризуют звуки [р] и [р'].
— Прочитайте слоги, в которых [р'] звучит мягко. (Слог ри.)
Прочитайте слоги со звуком [р]. (Это слоги ра, ро, ру, ры.)
Отыщите внутри двух последних слов новые слова. (Тронул — трон, он; уколол — кол-, колол, укол, у.)
Рассмотрите иллюстрацию (с. 64). К какому произведению она относится? Кто автор этой сказки? (К «Сказке о рыбаке и рыбке», А. С. Пушкина.)
Послушайте отрывок из сказки. К какой части сказки относится эта иллюстрация? За что рыбка наказала старуху? Каким вы себе представляете старика? (Он добрый, ему стыдно у рыбки выпрашивать богатство для старухи. Он очень нежно обращался к рыбке — государыня...)
Чем закончилась сказка?
Учитель читает концовку сказки.
— На иллюстрации найдите предметы, в названии которых слышится звук [р] или [р']. (Море, радуга, дорожка, тропинка, корыто, рыбка, корона, старик, старуха, труба, травка, гроза, ромашки, дверь...)
Составьте чистоговорки к следующим слогам-слияниям.
Ри-ри-ри — а на ветках... (снегири).
Ра-ра-ра — у серой мышки есть... (нора).
Ры-ры-ры — мы не заметили... (жары).
Ре-ре-ре — мы играли во... (дворе).
Ру-ру-ру — лисы спрятались... (в нору).
Дети читают текст «Кактус».
— Про кого этот текст? (Про девочку Иру.)
Что случилось с девочкой? (Девочка уколола руку о кактус.)
Прочитаем текст «Кактус» и придумаем несколько предложений. (Ира заплакала. Бабушка перевязала ранку и поцеловала Ирочку. Ира и бабушка — друзья.)
Откройте тетради для печатания и запишите предложения. (Тут растут кактусы. Ира уколола руку.)
Какие правила мы должны помнить?
Проверьте написанное.
Учитель объясняет, как надо это делать, как исправлять ошибки.
— Поставьте ударение в словах.
Дети дугой выделяют ударные слоги.
— Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадь для печатания.
Пойди-ка в сад и погляди:
Я там в цвету благоухаю.
Но «г» приставить впереди —
И в небе я загромыхаю.
(Роза — гроза)
— Дайте характеристику новому звуку.
В саду есть петушок —
Лиловый гребешок;
А хвостик — боевой,
Сабелькой кривой.
(Ирис)
— В каком слоге слышим новый звук? Дайте характеристику.
По лугам сестрички: золотой глаз, белые реснички. (Ромашки) Укажите, какой звук [р] мы слышим в отгадке. Расскажите, что вы
знаете о звуках, букве р. Как в загадке назвали ромашки? (Сестрички.) Назовите слог-слияние с новым звуком. Какой он?
Назовите цветы, которые растут дома. Для характеристики звука [р] поднимайте зелёную или синюю карточку. (Герань, амариллис, роза, гортензия, примула, фиалка...)
Назовите цветы, которые растут на клумбах, в саду. Для указания звука [р] приготовьте карточки. (Хризантемы, лилии, примула, первоцвет, анютины глазки, ноготки, бархатцы, георгины, водосбор, пионы. Это садовые цветы.)
Назовите цветы леса, луга. (Ромашки, незабудки, маргаритки, ландыши, одуванчик, иван-да-марья...)
Запишите начальные слоги слов, обозначающих данные предметы. (Коты, окуни, лиса, лоси, утки, крот, раки, ролики.)
Запишите предложение: У куста Нина и Рита.
Самопроверка.
— Обозначьте орфограммы.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Дайте характеристику звукам [р], [р']. Сравните их со звуками [л], [л']. Где место буквы согласных звуков [р], [р'] на ленте букв? (Рядом с буквой л.)