Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Звуки [з], [з']. Буква З, з. Закрепление
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети научатся выделять на слух в словах звуки [з], [з'];
• давать формулировки термина «парные согласные»;
• познакомятся с парой согласных с - з;
• научатся распознавать в словах звуки [с] и [з];
• работать с текстом, определять его тему и главную мысль;
• продолжат учиться сознательному, плавному, выразительному чтению;
• пополнят словарный запас.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Какие звуки мы изучили на прошлом уроке?
Какими буквами они обозначаются?
Где должна располагаться буква з?
Клеточек свободных ещё много в первом ряду. Куда поставим букву з, узнаем в процессе урока.
2. Мотивация учебной деятельности
— На прошлом уроке мы прочитали слова на с. 92. Какие звуки новой буквы з мы слышим? Составим рассказ с этими словами.
Прочитаем текст на странице 93.
3. Работа по теме урока
— Послушайте скороговорки. Учитесь различать звуки, обозначаемые буквами з и с: Баран Гурьян залез в бурьян.
Учитель подбирает проверочное слово залезай.
— Учитесь различать звуки [ш], [с], [ж].
Бежит лиса по шесточку: (лис)
Лизни, лиса, песочку! (лис)
Пыхтит, как пышка,
Пухлый Мишка.
У ежа и ёлки иголки колки, (ёж)
Учитель указывает на парную согласную в слове воз и даёт проверочное слово возик.
Стоит воз овса,
Возле воза овца.
Прочитайте слоги на странице 93. Почувствуйте разницу. Дайте характеристику звукам [з] и [с].
Рассмотрите иллюстрации на странице 93. Прочтите предложения. Сравните похожие слова, подчеркните парные согласные звуки.
Послушайте стихи, постарайтесь услышать новые звуки. Назовите слово, в котором слышатся звуки [з], [з'] или [с], [с']. В тетради печатайте слоги с буквой з и с.
Эта зверюшка вполне безобидная,
Правда, наружность у ней незавидная.
Люди бедняжку назвали — ехидна.
Люди, одумайтесь!
Как вам не стыдно?!
* * *
Енот не станет есть, пока
Его еда не мыта.
Ему помощница — река:
Еду полощет, трёт слегка,
А после — ешь досыта.
Енот — любитель чистоты.
Немытого не ест, а ты?
(В. Лунин)
* * *
Под цветком ежиха-мать
Принялась ежат купать.
Кап-кап капает роса
На мордашки, на глаза.
Не поймёт ежиха-мать,
Как им спинки отмывать. (Г. Виеру)
— Какие слова с буквами сиз выберем из этого стихотворения? (Глаза, запишем слог за. Роса, запишем слог са. Спинки, запишем слог спин.)
Неприятность у Бобра,
К дятлу он пришёл с утра:
— Строил я
Всю ночь плотину —
Видимо, схватил ангину.
Успокоил врач Бобра:
— Ты,
Когда спадёт жара,
Ежевику собери,
Ежевику отвари.
Чтоб над ней клубился пар, —
Вместо чая пей отвар.
(В. Луша)
— В этом стихотворении ищем слова с буквой з. (Здесь нет таких слов.)
Волк Зайчишку напугал —
Заикаться Зайка стал.
К Дятлу прибежал чуть свет:
— Ч-что мне делать,
Д-дай совет.
Дятел глянул с высоты:
— Это, Зайка, полбеды!
Мой совет тебе
Простой —
Выпей ириса настой.
Вот полюбуйтесь на игру
Двух австралийских кенгуру.
Они играют в чехарду
В зоологическом саду. (С. Маршак)
— Прочитайте текст «Сима и Зина» на странице 94. О чём этот текст? Поставьте к нему вопросы. О чём вы хотели бы спросить товарищей? (Что вырастили Зина и Сима? Какие это были розы?)
Прочтите слоги только с буквой з, обозначающей твёрдый звук [з]. Когда звук [з'] читается мягко? Прочитайте слоги с буквой с.
Какие звуки мы слышим в начале каждого слова? Охарактеризуйте их. (Сима — мы слышим [с], этот звук согласный, мягкий, глухой. Он состоит из шума. Зина — первый звук [з], этот звук согласный, мягкий, звонкий. Произносится он с голосом и шумом.)
Чем отличаются звуки один от другого? (Один глухой, другой звонкий звук.)
Что это за слова? (Это имена людей. Писать эти слова нужно с заглавной буквы.)
Прочитайте ещё слова, что вы заметите в произношении этих звуков? (Звук [з] — звонкий. Звук [с] — глухой. Но они очень похожи друг на друга. Иногда даже превращаются друг в друга. Чтобы правильно написать слово, его нужно изменить: берёза — [з] и нет берёз — [с].)
Это очень интересная пара согласных звуков. Они так и называются парными согласными.
Вспомните названия цветов, в которых слышатся звуки [с] и [з]. (Нарцисс, анютины глазки, зверобой, гусиный лук, подснежники, львиный зев, фрезия, гортензия, столетник (алоэ), розы, сальвия...)
Послушайте считалку.
Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели.
Кроме... (розы) и т. д.
Придумайте ряд слов, которые образовались от слова роза. (Роза — розарий, розовый, розоветь, розочка и т. д.)
Теперь придумайте ряд слов к слову сад. (Сад — садовник, садовый, посадить, посадка и т. д.)
Какие буквы мы напишем в словах: про * ьба, зака *, ска * ка?
4. Рефлексия учебной деятельности
— С какими звуками вы работали сегодня на уроке? Объясните расстановку парных звонких и глухих согласных з и с на ленте букв.