Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Звуки [б], [б'] — [п], [п']. Повторение и обобщение пройденного материала
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети научатся различать парные звонкие согласные, слышать, слушать, произносить их;
• составлять звуковые схемы к словам на всем диапазоне изученных букв;
• пересказывать тексты, придумывать к ним заголовки;
• пополнят и активизируют свой словарный запас;
• сформируют навыки правильного, плавного, сознательного чтения слогов и слов с изученными буквами;
• научатся отвечать на вопросы по тексту полными обстоятельными предложениями;
• проявят интерес к родному языку, информации, заключённой в текстах, предложениях.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— На какие две группы делятся согласные звуки? Перечислите звонкие согласные звуки. Глухие согласные звуки. Какое удивительное открытие вы сделали, изучая согласные звуки? (Они бывают парными звонкими и глухими согласными.) Назовите их.
2. Мотивация учебной деятельности
— Послушайте предложение: Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится.
В каких словах вы слышите звонкие согласные звуки? Назовите их. Составьте ребус. Возьмите рисунок с изображением спутника, капусты, зубра.
Дети составляют один-два ребуса.
— Мы научились слышать и различать парные звуки [б], [б'] и [п], [п'] в начале и в середине слов.
3. Работа по теме урока
— Теперь прочитаем рассказ «Барсик» (с. 102.)
Дети читают правильно, выразительно.
— Какое слово выложил из кубиков Виталик, напечатайте его. (Слово компот.)
Составьте слова из букв, которые откатил Барсик. Что получилось? (Мох, бух, зуб.)
Обратите внимание на таблицу в верхней части страницы 102. Расскажите всё, что вы знаете о букве б. (Буква б обозначает согласные парные, звонкие твёрдый и мягкий звуки.)
Расскажите всё, что знаете о букве п. (Буква п обозначает согласные парные, глухие твёрдый и мягкий звуки.)
Перечислите гласные, которые помогут нам составить слоги- слияния. С какими из них согласные читаются мягко? Назовите.
Подготовимся к чтению текста «В библиотеке» (с. 101).
На доске:
би-бли-о-те-ка, рac-cмат-ри-вa-ли, сбор-ни-ки, кар-тин-ки, за-пом-ни-ли, Иван Крылов
— Кто из вас был в библиотеке? Что это такое? Кто уже записан в библиотеку? Приготовьтесь к чтению, возьмите в руки закладки.
— Куда пришли дети? Что они там увидели? Чем отличился Вова? Какие басни Крылова вы знаете?
Дети или учитель могут прочитать наизусть одну из басен ИЛ. Крылова «Квартет», «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица» (с. 101).
— Рассмотрите портрет И. А. Крылова.
Басня это поучительное стихотворение, в котором автор высмеивает недостатки людей и поучает других. Последние слова И. А. Крылова стали пословицами. Послушайте эти пословицы и крылатые выражения. Просмотрите текст и найдите слова с двойными согласными. Я добавлю вам слово аппарат. Как мы разделим эти слова на слоги? Покажите в тетради для печатания.
Игра «Полсловечка за вами». Прочитайте половинки слов. Ваша задача дополнить их до целых слов: бал(кон, ка), буй(вол, ки), пе(нал, нка), по(жар, ворот, лоса.)
Соберите буквы «иголочкой» по бусинке и получите чудных птиц.
1) влнапи — (павлин); 2) линакеп — (пеликан); 3) елпепер — (перепел); 4) кбалан — (баклан).
О какой птице говорится?
Двойная бородка,
Царская походка,
Набок колпачок.
Рябой сюртучок
Раньше всех встаёт,
Громко песни поёт.
(Петух)
Отгадайте загадку. Отгадку напечатайте.
Висит сито,
Не руками свито. (Паутина)
Разделите слово паутина на слоги. Поставьте ударение. Как определить, сколько в слове слогов? (Нужно посчитать гласные. Сколько гласных в слове, столько и слогов.)
Как называется слог, на который падает ударение? Как называется гласная, на которую падает ударение? Как слышится ударная гласная?
Прочитайте слова на странице 103. Объясните, чем отличаются слова верхнего ряда от нижнего? (Предмет большой и предмет маленький. Предмет один, предметов много.)
Но это ещё не всё.
Медленно читаем каждое слово и слушаем, где парный согласный слышится сомнительно, нечётко, плохо? (Рыбка, лапка, столб, серп.) Выпишем слова на доске с пропуском согласной буквы. Как поступить, чтобы услышать парный звук чётко и только после этого записать? (Изменить слово так, чтобы после него стоял гласный звук.) (Столб — столбы; рыбка — рыба...)
Где могут стоять эти парные согласные? (На конце слов и в середине.)
Сделаем вывод: как проверить парные звонкие и глухие согласные?
Дети делают вывод.
— Это очень важное правило.
Составьте и запишите из данных частей тон ба рон бу ран нан кет тик целые слова. (Батон, барон, буран, букет, бутон, банан...)
Выполните проверку.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Что интересного было сегодня на уроке? Что вы сегодня узнали нового? Что повторили? С какой орфограммой познакомились? Как вы проверите слова с орфограммой на парную согласную?
дуб —
сноп —