С. В. Михалков и его произведения

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

С. В. Михалков и его произведения

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с творчеством С. В. Михалкова;

• научатся выделять главную мысль произведения, отвечать на вопрос, о чём это произведение;

• научатся анализировать поступки героев;

• приобретут интерес к творчеству современных писателей, стремление читать и слушать чтение взрослых;

• воспитают в себе положительные качества личности: уважение к окружающим людям;

• отработают навык чтения.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

Учитель читает пословицы: Хочешь есть калачи — не сиди на печи. Больше слушай, поменьше говори, не зря у тебя два уха и один только язык.

— Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Для того чтобы чего- то добиться, нужно многое сделать, нельзя лениться и бездельничать.)

Давайте и мы не будем лениться и тогда сможем многого добиться. Когда так говорят: «Работает спустя рукава»? (Работает нехотя, еле- еле, лениво.)


2. Мотивация учебной деятельности

— Стихи какого автора мы читали на прошлом уроке? (Мы читали стихи поэтессы Агнии Львовны Барто.)

Чем они вам запомнились? Вспомните знакомые произведения. Я буду читать несколько строчек, а вы постарайтесь назвать произведение и его автора.

Расшумелся первый класс

И бушует целый час. (Маршак «Угомон».)

Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. (Бианки «Первая охота».)

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел —

Утром брату помогала.

Он с утра конфету ел.

(Барто «Помощница».)


Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята.

Мы хотим, как поросята.

Хрюкать!»

(Чуковский «Путаница».)


3. Работа по теме урока

— Послушайте отрывок из стихотворения «Дядя Стёпа».

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича...

Почему дядю Степу называли Каланча? (Он был человек очень высокого роста.)

Знаете ли вы автора этого стихотворения? (Михалков.)

Кто из вас знает другие стихи С. В. Михалкова? Посмотрите на портрет писателя. Сергей Владимирович не сразу стал писателем. Он был и разнорабочим на ткацкой фабрике, и помощником в геологоразведочных экспедициях. Но потом стихи начинающего писателя стали всё чаще появляться на страницах журналов и газет. Во время Великой Отечественной войны он побывал почти на всех фронтах, писал очерки, заметки, стихи, юмористические рассказы, то есть был военным корреспондентом. С. В. Михалков — автор гимна нашей страны. Причём гимн ему пришлось писать три раза. Что такое гимн России? (Это самая главная песня нашей страны.)

Давайте рассмотрим книги С. Михалкова. Вспомним, как нужно обращаться с книгами. (Бережно, аккуратно, обернуть в обложку, пользоваться закладкой, не перегибать обложку, книгу брать чистыми руками, вовремя возвращать в библиотеку.)

Как в книге-сборнике найти нужное произведение? (По оглавлению.)

Прочтите стихотворение «Про мимозу». Кто герой этого стихотворения? (Мальчик Витя.)

Что вы о нём узнали? (Живёт с папой и мамой, кушает только пирожные и плюшки, его обувают, одевают, исполняют все его желания.)

Как вы думаете, автору нравится Витя? Почему? Хотелось ли вам походить на мальчика Витю? Почему стихотворение так называется? Почему мальчика сравнивают с цветком мимозы? (Мимоза — южное растение, очень нежное, боится морозов. Вот с таким растением и сравнивают избалованного мальчика.)

Какое чувство вызвал у вас этот мальчик? (Он очень избалованный.)

Как вы думаете, а кто ещё виноват в том, что вырос такой малыш? (Родители. Они его очень баловали. Вот и вырос такой изнеженный ребёнок.)

Рассмотрите картинку к стихотворению «Котята» на странице 106. У кого дома есть кошка? Можете ли вы нам рассказать о своих питомцах что-то интересное? А как нужно ухаживать за ними? Как вы думаете, кто рассказывает эту историю про котят? (Ребёнок рассказывает новости друзьям.)

Что вам показалось особенно смешным? (Как назвали котят. Им дали очень смешные клички.)

Что произошло в семье? (У кошки появились котята.)

Прочитайте строки о каждом котёнке. Как вы думаете, с каким чувством ребёнок рассказывает о своих котятах? (С радостью, с гордостью.)

А зачем мальчик приглашал друзей? (Посмотреть и посчитать котят.)

Какое настроение появляется у всех при чтении стихотворения С. Михалкова? (Весёлое, радостное, счастливое.)

Сейчас мы послушаем чтение наизусть стихотворения Сергея Владимировича «В снегу стояла ёлочка». Когда вы слушали это стихотворение, вам было тепло или холодно? Почему? Что хотел сделать лесник? (Срубить ёлочку.)

Какая это была ёлочка? Опишите её. Кто заметил эту красивую ёлочку? (Сын лесника.)

Что придумал мальчик? (Он нарядил лесную красавицу.)

Один ученик читает последние три столбика, начиная со слов «Какое чувство странное! Исчез куда-то страх...»

— Так кто же спас, кто разодел её? (Сынишка лесника.)

Каких писателей вы вспомнили, когда читали это стихотворение? (Бианки и Пришвина. Они учили нас любить природу.)

Мы с вами познакомились со стихами С. В. Михалкова, но он не только поэт, но и писатель. Он писал прозу — рассказы, басни. Басня — это произведение чаще всего стихотворное, но бывает и в прозе с поучительным смыслом. В басне обязательно есть главное предложение — мораль, в которой есть главная мысль. Почитаем басни С. Михалкова.

Детям раздаются карточки с басней «Не стоит благодарности».

Не стоит благодарности

Тащил на себе старый Медведь здоровенное бревно. Замучился, присел на пенёк.

— Тяжёлое небось бревно-то? — спросил молодой Кабан, что неподалеку грелся на солнцепёке.

— Ух и тяжёлое! — ответил Медведь, отдуваясь.

— И далеко ещё тащить?

— До самого леса.

— В такую жару! Поди, умаялся?

— И не спрашивай!

— Такое-то бревно вдвоём бы тащить!

— Ясное дело — вдвоём бы сподручнее было!

— Ну, я пошёл! — сказал Кабан, поднимаясь. — Желаю удачи! Да смотри не надорвись!

— Спасибо, — вздохнул Медведь.

— Не за что! — ответил Кабан.


— Что произошло однажды в лесу? (Встретились Медведь и Кабан.)

— Кто из героев вам наиболее симпатичен, на чью сторону вам хотелось бы встать? Посмотрите на картинки, изображающие этих животных. Пока звери разговаривали, о чём думали вы? (Медведю очень тяжело было тащить бревно. Кабан не помогал, а только всё спрашивал: не тяжело ли медведю? И только делал медведю ещё хуже: разговаривать заставлял с собой, на вопросы отвечать и тяжёлое бревно держать. Кабан неправильно делал. Нужно было просто помочь Медведю.)

Как вы думаете, в чём главная мысль басни? (Не стоит болтать языком, а надо помочь человеку, который нуждается в помощи.)

Прочитайте самостоятельно текст басни «Аисты и лягушки» и приготовьтесь ответить на вопросы. О чём говорили между собой Лягушка и Аист? Можно ли это назвать беседой? Чем закончился их спор?


4. Рефлексия учебной деятельности

— С каким автором вы сегодня познакомились? Что писал С. В. Михалков? Какие произведения Михалкова стали вашими любимыми и почему? На следующем уроке мы послушаем гимн, слова к которому написал С. В. Михалков.






Для любых предложений по сайту: [email protected]