Русский язык 1 класс - Первые уроки - Р. Н. Бунеев - 2016 год
Повторяем звуки и буквы - Учебник - РУССКИЙ ЯЗЫК 1 класс - Первые уроки - Р. Н. Бунеев - 2016 год
Наши дорогие первоклассники!
Вы изучаете русский язык. Это целая наука, непростая, но очень интересная! Вам будут помогать упражнения и весёлые игрушки, которые живут в учебнике. А ещё на уроках русского языка вы будете выполнять задания, которые помогут научиться
• организовывать свою работу и проверять себя;
• находить, понимать и использовать информацию;
• владеть устной и письменной речью.
Успехов вам!
Авторы учебника
§ 1. Повторяем звуки и буквы
1. Назови эти буквы:
э, е, с, ё, з, х.
Какие звуки они обозначают? Запиши каждую букву два раза. В чём разница между звуком и буквой?
• Запиши соединения букв:
эл, Эм, Жд, ел, ёл, эт.
Какие слова могут начинаться с этих букв?
2. Прочитай слова:
эхо, этот, этаж, эти, эпизод.
• Что означают эти слова?
• Какой звук обозначает первая буква в каждом слове?
• Спиши первое, третье и пятое слово. Подчеркни буквы, которые обозначают согласные звуки на конце слова. Почему это трудное место?
• Проверь написанное.
Из толкового словаря
ЭПИЗОД. 1. Случай, происшествие.
Интересный эпизод из жизни путешественников.
2. Часть художественного произведения.
Самый интересный эпизод рассказа.
3. Прочитай текст.
В это воскресенье мы были на экскурсии в зоопарке. Нам рассказали о многих животных. Дольше всего мы задержались у вольера со страусами. Страус эму бегает очень быстро.
• О чём ты прочитал?
• Выпиши слова с буквой э.
• Произнеси слова э́му и ем. Какие звуки обозначают первые буквы этих слов? Сравни звуковой и буквенный состав двух слов. Что ты заметил? Какими буквами на письме обозначаются звуки [й'], [э]?
• К какому предложению художник нарисовал рисунок?
• Спиши это предложение.
• Проверь написанное.
4. Подумай, какую букву нужно вставить, чтобы получились имена людей.
• Как пишутся имена людей?
• Спиши имена. Подчеркни первую букву в слове и букву согласного в конце слова, которую надо проверять.
• Проверь написанное.
5. Прочитай слова:
эскимо, эхо, эскимос, эх, поэт, экран, экскаватор.
• Что означает каждое слово?
• Какая буква есть в каждом из этих слов?
• Спиши слова, начиная с самого длинного слова, а закончи самым коротким.
• Поставь ударение, обозначь гласные звуки. Проверь написанное.
• Произнеси слова поэт и поет. Сравни звуковой и буквенный состав этих слов. В каком слове звуков больше, чем букв? Почему?
Из толкового словаря
ЭСКИМОСЫ - жители полярного побережья Северной Америки и Гренла́ндии.
6. Прочитай слоги:
эх, ох, ах, ух, юх, их, ех.
• Запиши, как они произносятся: [эх], [ох]...
• Какие из этих слогов являются словами?
• Когда мы произносим эти слова?
• Запиши слова. Подчеркни буквы гласных.
7. Подумай, какие слова можно вставить в эти предложения.
Мы отдыхали на ... |
эхо |
В лесу звучало ... |
тахте |
Стены класса украшают ... |
эстампы |
• Спиши второе и третье предложения.
• Поставь ударение, подчеркни буквы гласных в словах.
• Проверь написанное.
Из толкового словаря
ЭТИКЕТ - Установленный порядок поведения. Соблюдать этикет.
ТАХТА - широкий низкий диван без спинки.
ЭСТАМП - картина, отпечатанная со специальной пластины.
8. Прочитай слова:
этикет, этике́тка.
• Объясни значение каждого слова.
• Что общего в написании этих слов? Чем они различаются?
• Спиши слова.
• Проверь написанное.
• Выполни звуко-буквенный анализ этих слов.
9. Прочитай слова: экология, экзамен.
• О каком из данных слов сказано: в этом слове 5 слогов, третий слог ударный, 8 букв, 9 звуков?
• Какое слово пропущено в этих предложениях?
l_______ - наука о человеке и окружающей среде.
l_______ по русскому языку будет трудным.
• Спиши эти предложения, вставляя пропущенное слово.
• Поставь ударение, подчеркни буквы гласных.
• Проверь написанное.
Из толкового словаря
ЭКОЛОГИЯ - наука, которая изучает взаимоотношения животных и растений с окружающей средой; человека с окружающей средой.
ЭКЗАМЕН - проверочное испытание по какому-нибудь учебному предмету.
10. Прочитай загадки.
Не живое,
А на всех языках говорит.
Живёт без тела,
Говорит без языка,
Никто его не видит,
А все слышат. (...)
• О чём эти загадки? Какую загадку отгадать было легче? Почему?
• Спиши вторую загадку, обрати внимание на то, как она записана.
• Допиши отгадку.
• Выпиши буквы гласных, не повторяя их.
• Какие буквы гласных русского языка не встретились в словах? Допиши их.
11. Умеешь ли ты читать внимательно? Прочитай.
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу...
Стану я учиться в школе —
Разобраться в них смогу.
• О каких галках говорится в этом стихотворении? Почему галки уселись на снежном поле?
• Спиши слова:
буквы, страница, лист, бумага.
• Поставь ударение, подчеркни буквы гласных. В каком слове не надо ставить ударение? Почему?
• Проверь написанное.