Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
ИМЯ СОБСТВЕННОЕ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
На изучение темы отводится 4 урока. Однако учитель может увеличить или сократить число уроков по своему усмотрению.
Целевые установки урока: учить различать имена нарицательные (термин не вводится) и имена собственные через различение названий, которые относятся к индивидуальному, единичному предмету и к целому классу, группе предметов; на примерах мотивированных кличек развивать чувство слова; упражнять детей в правописании имён собственных; учить подбирать слова — имена собственные и нарицательные; объяснять этимологию фамилий (русских), кличек животных (простейшие случаи).
ХОД УРОКА
I. Стилистический анализ различных строчек из “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина.
II. Обсуждение сообщения Ивана Самоварова о том, как по-разному слова называют предметы. Ставится вопрос: “Как, почему выбирается та или иная кличка?” (С помощью клички мы выделяем одно животное среди других: подчёркиваем внешние особенности, повадки или выражаем своё отношение (например, отношение к собаке как к другу отражаем в кличке Дружок, а в кличке Верный подчёркиваем верность собаки своему хозяину). Иногда называем четвероногого друга и человеческим именем, чаще всего в краткой, уменьшительно-ласкательной форме, например Тишка (от слова Тихон). И это тоже не случайно: животные — братья наши меньшие. Каждая кличка животного — это его имя собственное.)
III. Письменная работа предваряется примерами кличек, их толкованием: овчарка Гром, пудель Арчи и др. (упр. 38). Запись комментируется: “Слово пудель — название породы собаки — пишу со строчной буквы, а кличку Арчи — с заглавной, так как это имя собственное”.
IV. Составление рассказов (упр. 39) о своих собаках (или каких-то других) начинается в классе, а завершается дома. Устные рассказы носят относительно свободный характер, а для записи предложения в качестве подписи к рисунку даётся опора: “Это ... (собака) по кличке ... (Дружок)”. Рисунок собаки дети могут сделать дома, подготовив с его помощью устный рассказ, а также подписать рисунок, достроив опору до полного предложения.
V. Работа с упражнением 40 проводится по аналогии с упражнением 38, с той только разницей, что дополнительно ставится каллиграфическая задача: правильно написать буквы Ф, ф. Закрепляется образец рассуждения: “Название животного пишу со строчной буквы, а кличку, как имя собственное, пишу с заглавной (прописной) буквы”.
VI. Возможно проведение резервного урока развития речи (упр. 41—43).
Урок лучше начать с работы над словарными словами девочка, ребята. К слову ребята следует подобрать слово, близкое по значению. (Дети.) Для запоминания правописания словарных слов, кроме списывания, можно использовать и письмо по памяти.
Выполнение заданий (упр. 42) помогает включить словарные слова в контекст. Ответы на вопросы составляются коллективно, а записываются самостоятельно. (Ребята играют в мяч. Дельфин плавает в море.) При объяснении разницы в написании слова дельфин в одном и в другом тексте (упр. 41) нужно подчеркнуть, что поэт выделяет своего приятеля-дельфина среди других, поэтому превращает название животного в имя собственное с добавлением отчества.
VII. В заключение урока делается обобщение: “Какие слова относятся к именам собственным? Как они пишутся?” Даётся установка на запоминание сведений о языке (“Узелки на память”).
Рекомендации для занятий дома: нарисовать домашних животных и подписать рисунки.
Рекомендуемые задания по “Рабочей тетради”: 1—3 (с. 13, 14).