Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Целевые установки урока: развивать умение различать предложения по интонационным особенностям, учить использовать соответствующие знаки препинания в конце предложения (точку, вопросительный или восклицательный знак); упражнять детей в составлении предложения по вопросу; развивать умение видеть границы предложения в тексте; уметь правильно оформлять предложение на письме; развивать литературно-творческие способности учащихся.
ХОД УРОКА
I. Введение в тему. Дети читают название темы и рассказывают всё, что они знают о знаках препинания в конце предложения. Учитель может дополнить детские высказывания: “Знаки препинания — это письменные знаки, назначение которых — помогать отразить на письме особенности звучащей речи, чтобы её можно было лучше понять. Знаки препинания в конце предложения указывают не только на завершение мысли, но и на интонационные особенности её речевого выражения”.
II. Упражнение на соотнесение интонации, особенностей предложений и знаков препинания в конце предложения.
Выполнение упражнения (упр. 227) пока не предполагает строгости в характеристике предложения по цели высказывания. Главное — соотнести точку (знак препинания) с интонацией: с понижением тона в конце сообщения (повествования), вопросительный знак с повышением тона для выражения вопроса, восклицательный знак с выражением чувств говорящего.
Упражнение 229 должно закрепить установленное соответствие между интонацией предложений и знаками препинания, например: Волков пугаю! — нужно произнести с повышением голоса (устрашающе), а Волков боюсь — с понижением голоса (боязливо).
III. Работа по составлению предложений (упр. 228).
Помимо выразительного чтения текста, проводится элементарная работа по обучению учащихся написанию изложения: коллективное составление предложений по вопросам к тексту, запись предложений с комментированием.
IV. “Узелки на память” (упр. 230). Учебная информация о знаках препинания даётся в художественной форме, что помогает усвоению лингвистических сведений. Следует использовать чтение по ролям.
V. Творческая работа. В упражнении 231 перед детьми ставится аналогичная творческая задача, решить которую они могут только при совместной работе с учителем.
Учеников наверняка затруднит сочинение стихотворения, поэтому лучше придумать весёлую сказку. Учитель должен подсказать замысел (спор знаков о том, кто важнее), сюжетные ходы. (Какой знак мог поставить перед другими этот вопрос? А какой из них будет громко хвалиться? Кто и как смог успокоить спорщиков?)
Рекомендации для занятий дома: упр. 232.
Рекомендуемое задание по “Рабочей тетради”: 4 (с. 59).