Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
В МИРЕ ОБЩЕНИЯ - Урок 3 - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Целевые установки урока: развивать умения выразительного чтения, рассказывания; показать роль речевого общения в жизни человека; обогащать и уточнять словарь учащихся; воспитывать ответственное отношение к учению; учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти, высказывать своё мнение относительно значимости речи в жизни людей; оценивать результаты деятельности на уроке.
ХОД УРОКА
I. Работа над отрывком из стихотворения А. Барто “В школу” (упр. 15) направлена на развитие умений выразительно читать (возможно чтение по ролям как диалог мамы и папы) и рассказывать на основе личных воспоминаний. Поэтому не стоит удовлетворяться односложными ответами детей, а следует побудить их к развёрнутому высказыванию: “Интересно, а ты не боялся опоздать в школу 1 сентября? Почему? Кто тебя разбудил?”
II. Конструктивное упражнение по составлению предложения Петя учится в первом классе направлено на установление порядка слов в предложении.
III. Задания и вопросы (упр. 16) способствуют проведению разносторонней работы со словарными словами учитель, ученик. С помощью ответов на вопросы раскрываются значения слов.
Запись этих слов предваряется каллиграфическим упражнением в написании букв У, у. Проводится сравнение произношения и написания слов, выясняется, где можно допустить ошибку.
Составление предложений с этими словами может быть направлено на понимание детьми значения слов учит, учиться.
— Составьте предложение о том, что делают учитель и ученики на уроке. (Учитель объясняет правило, ученики внимательно слушают и т. п.)
Содержание предложения, рекомендуемого для каллиграфического списывания (Ученик спешит на урок), выступает своеобразным резюме. Для предупреждения механического списывания наряду с орфографическим проговариванием проводится орфографический анализ:
— Знание каких правил поможет вам не допустить ошибок при списывании? (Правила о прописной букве в начале предложений, о правописании ши, об отдельном написании на как маленького слова — предлога.)
Логически завершает этот этап урока и вместе с тем придаёт ему воспитательную направленность сравнение по смыслу слов ученик и учащийся. Это, с одной стороны, обогащает речь детей словами-синонимами, с другой — выявляет их смысловую разницу (-ся — сокращённое слово себя, т. е. учащийся — учащий себя, или, иначе говоря, тот, кто сам старается учиться).
IV. Подготовка к выполнению задания (упр. 18). Вначале читается задание к очередному домашнему упражнению (упр. 18), подчёркивается, что похожее задание школьники уже выполняли.
Дети объясняют смысл записанной пословицы Из пословицы слова не выкинешь. Учитель обобщает: “Вы знаете, что автором пословиц является русский народ. А кто лучше русского народа может знать его родной язык? Поэтому лучше, чем народ, не скажешь: каждое слово в пословице продумано, отобрано, и, если выкинешь хотя бы одно слово, мысль будет искажена”.
— Давайте проверим, а хорошо ли вы запомнили помещённые на страницах учебника пословицы. Восстановите пословицу, дополнив её недостающим словом: ... слово и кошке любо.
После того как учащиеся восстановят пословицу, учитель при резерве времени использует её для комментированного письма.
V. Рубрика “Словесное творчество”. Обучение родному языку, представленное в художественном произведении Б. Заходера, не только способствует эмоциональному переключению учащихся с серьёзного на шутливый лад (что само по себе тоже важно для психологической разгрузки детей), но и пробуждает их интерес к искусству слова, активизирует работу творческого воображения (упр. 17). В этом направлении можно дополнить вопросы учебника следующими:
— Каким вам представляется “учитель”? А чем пишут “ученики”? (Прямо коготком или кончиком вырванного из хвостика пёрышка.)
— В древности люди тоже использовали для письма птичьи перья. Потом их заменили металлическими пёрышками, которые до сих пор используют в некоторых ручках. Они так и называются перьевыми.
— А что за “родной язык” изучается в этой школе? (Птичий, воробьиный.) О каких ошибках предупреждает учитель? (Связанных с разницей в произношении и написании.) Над предупреждением подобных ошибок мы тоже постоянно работаем с вами на уроках родного языка.
Но сейчас мы должны обратить внимание на предупреждение другой ошибки, связанной с разницей в записи стихотворных строчек и в оформлении предложения. Какое предложение нам предлагается списать? (Второе.) Сколькими стихотворными строчками оно записано? (Четырьмя.) С какой буквы написана каждая строчка? (С прописной.) А сколько прописных (заглавных) букв должно быть по правилу оформления предложения? (Одна, в начале предложения.) Учитель предлагает составить графическую схему указанного предложения.
С целью предупреждения ошибок учащиеся списывают предложение, опираясь на схему.
Рекомендации для занятий дома: упр. 18.
Рекомендуемые задания по “Рабочей тетради”: 7—9 (с. 7).