Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Предметные результаты - Раздел 2 - ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 1 КЛАССЕ
Общие предметные результаты освоения программы
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:
• представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
• представление о значимости языка и речи в жизни людей;
• представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
• практические умения работать с языковыми единицами;
• представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
• представление о правилах речевого этикета;
• адаптация к языковой и речевой деятельности.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Обучающийся научится:
• первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
• слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
• пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
• составлять текст из набора предложений;
• выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать устную и письменную речь;
• различать диалогическую речь;
• отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
• анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
• определять тему и главную мысль текста;
• соотносить заголовок и содержание текста;
• составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
• составлять текст по его началу и по его концу;
• составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
• различать звуки речи;
• понимать различие между звуками и буквами;
• устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
• различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
• определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
• различать гласный звук [и] и согласный звук [й’];
• различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
• различать непарные твёрдые согласные звуки [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные звуки [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
• различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
• обозначать ударение в слове;
• правильно называть буквы в алфавитном порядке;
• различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
• различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
• определять функцию буквы “мягкий знак” (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
• наблюдать над образованием звуков речи;
• определять функцию букв е, ё, ю, я в слове;
• обозначать на письме звук [й’];
• располагать заданные слова в алфавитном порядке;
• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
• находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);
• произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён “Орфоэпическим словарём” в учебнике).
ЛЕКСИКА
Обучающийся научится:
• различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
• различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
• определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
• классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты, мебель, посуда и др.);
• определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
• определять значение слова или уточнять его с помощью “Толкового словаря” учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознавать слово как единство звучания и значения;
• определять значение слова или уточнять его с помощью “Толкового словаря” учебника;
• на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
• подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач;
• на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
МОРФОЛОГИЯ
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
• соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
• соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
• соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
• различать названия предметов, отвечающие на вопросы кто? что?
СИНТАКСИС
Обучающийся научится:
• различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
• выделять предложения из речи;
• соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
• определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
• соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
• составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
• составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему “Весна”);
• писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
• определять существенные признаки предложения (законченность мысли и интонацию конца предложения);
• устанавливать связь слов в предложении;
• сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
Обучающийся научится:
• применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака (ъ) после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения (. ? !);
• безошибочно списывать текст с доски и учебника;
• писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
• определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
• писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
• писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
• применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
• пользоваться “Орфографическим словарём” в учебнике как средством самоконтроля.