Текст и предложение (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста - ТЕКСТ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ - Текст, предложение, диалог - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Текст и предложение (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста - ТЕКСТ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ - Текст, предложение, диалог - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Целевые установки урока: дать общее представление о тексте как единице речи; учить различать текст и предложения; наблюдать над связью предложений в тексте, соотносить содержание текста и рисунок к нему, учить выбирать из ряда заголовков наиболее подходящий к данному тексту, подбирать свой заголовок к тексту, составлять текст из деформированных предложений; проговаривать вслух последовательность действий при списывании; развивать монологическую речь на основе воспроизведения содержания знакомых сказок; ввести в активный словарный запас слова текст, предложение.

Ход урока

1. Актуализация приобретённых знаний и умений. Воспроизведение содержания сказки и разыгрывание сценки подготовленными учениками (“Рабочая тетрадь”, упр. 3, с. 5).

2. Рассматривание щмуцтитула (учебник, с. 9). Чтение названия раздела “Текст, предложение, диалог”. Определение целевой установки изучения раздела “Чему будем учиться”.

3. Знакомство с темой урока: “Текст и предложение”. Определение познавательных задач урока: “Что такое текст? Что такое предложение?” (учебник, с. 10).

4. Наблюдение над связью предложений в тексте (учебник, упр. 1, с. 10). Выразительное чтение текста. Вопросы и задания к анализу текста: “То, что вы прочитали, — это отдельные предложения или текст? Об одном явлении или о разных говорится в предложениях текста? О ком и о чём говорится в каждом предложении? Можно сказать, что во всех предложениях говорится о приближении весны? Подходит ли рисунок к тексту? Какой заголовок из данных может подойти к тексту: “Первый весенний денёк”, “Льдинки на окне”, “Весна пришла”? Придумайте свой заголовок”.

5. Обсуждение: “Из чего состоит текст? Можно ли назвать текстом одно предложение? Можно ли назвать текстом несколько предложений, каждое из которых сообщает сведения, не связанные между собой?” Обобщение учителя: “Текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить”. Чтение сведений о языке в учебнике (с. 10). От детей не следует требовать запоминания этого определения.

6. Выполнение заданий учебника: упражнение в выделении предложений из текста (упр. 2, с. 11). Чтение текста ещё раз (упр. 1, с. 10) с целью определения того, какая мысль выражена словами каждого предложения. Воспроизведение знаний об оформлении предложений на письме. (Первое слово записывается с заглавной буквы, между словами предложения — пробел, в конце предложения поставлен знак — точка.)

7. Соотнесение рисунка и того предложения, которым можно этот рисунок подписать. Комментированная запись этого предложения или самостоятельное списывание предложения.

Перед записью предложения необходимо выполнить задание типа проговаривания вслух последовательности действий при списывании: “Подготовься правильно списать любое предложение. Сначала прочитай предложение вслух. Отчётливо и ясно проговаривай каждое слово по слогам. Затем прочитай шёпотом, запоминай, как пишутся слова. После этого проговори по слогам первое слово. Напиши его. Проверь. Так же записывай каждое слово предложения”.

8. Рассматривание рисунков и определение по ним сказок (“Рабочая тетрадь”, упр. 1, с. 6). Рассказы о персонажах сказок. Пример: На первом рисунке изображён Айболит из сказки К. Чуковского “Айболит”. Он читает телеграмму, в которой больные звери просят о помощи. Ответы на вопрос учителя: “Можно ли каждый устный рассказ назвать текстом?”

9. Коллективное составление предложений по данному началу (“Рабочая тетрадь”, упр. 2, с. 6). Запись составленных предложений. Проверка написанного. Обсуждение: можно ли назвать записанные предложения текстом?

10. Прослушивание отрывка из сказки “Курочка Ряба” со слов: “Дед и баба плачут; курочка кудахчет: “Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам яичко другое, не золотое — простое” (читает учитель или подготовленный ученик). Определение названия сказки, а также её части (начало, середина или конец). Составление из слов и сочетаний слов предложений (“Рабочая тетрадь”, упр. 3, с. 7). Определение названия сказки, откуда были взяты эти предложения, установление такой последовательности предложений, которая бы соответствовала той, что дана в сказке. Выполнение заданий упражнения.

11. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Что вы узнали о тексте и предложении? Из чего состоит текст? Как связаны предложения в тексте?”

Рекомендации для занятий в семье

Для закрепления полученных знаний родителям рекомендуется повторить изученное на уроке, а также выполнить с детьми устное задание: продолжить сказку по данному началу (“Рабочая тетрадь”, упр. 3, с. 7).






Для любых предложений по сайту: [email protected]