Слово как единица языка и речи. Слово как единство звучания и значения. Роль слов в речи. Составление текста по рисунку и опорным словам - Слова, слова, слова... - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Слово как единица языка и речи. Слово как единство звучания и значения. Роль слов в речи. Составление текста по рисунку и опорным словам - Слова, слова, слова... - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Целевые установки урока: дать представление о слове как единице языка и речи, о слове как единстве звучания и значения, показать, что в русском языке для называния всего существующего в реальном мире есть великое множество слов, учить различать предметы (признаки, действия) и слова, называющие предметы (признаки, действия), ставить вопросы к словам, классифицировать слова по тематическим группам; учить составлять текст по рисунку и опорным словам и рассказывать составленный текст.

Ход урока

1. Выполнение задания в “Рабочей тетради” (упр. 1, с. 9). При проверке следует задать учащимся следующие вопросы: “Сколько заданий удалось выполнить? Какие задания вызвали затруднение?”

2. Изучение содержания шмуцтитула (учебник, с. 17). Чтение названия раздела “Слова, слова, слова...”. Определение целевой установки изучения раздела “Будем знакомиться со словами русского языка”.

3. Чтение темы “Слово”. Определение учебной познавательной задачи урока: “Что такое слово?” (учебник, с. 18). Выслушивание мнений детей.

4. Выразительное чтение стихотворения (учебник, упр. 1, с. 18). Рассуждение о том, является ли сочетание букв плим словом.

5. Чтение сведений о языке (учебник, с. 18), формулирование ответов на вопросы: “Что такое слова? Для чего они нам нужны?”

6. Комментированная запись слов под диктовку: стол, воробей, ворона. Ответы на вопросы учителя: “Можно ли назвать словами то, что вы записали? Что называет каждое слово? Какое слово является лишним? (Лишнее слово — стол, это название мебели; другие слова — названия птиц.) Какие названия других птиц вы знаете?”

7. Обсуждение ответов на вопрос учителя: “Для чего нужны слова?” (Слова служат для наименования, обозначения окружающих человека предметов и явлений, их признаков и действий.)

8. Чтение высказывания К. Паустовского о слове (учебник, упр. 2, с. 19), выявление главной мысли этого высказывания и подтверждение её подбором примеров слов.

9. Чтение стихотворения А. Шибаева (“Рабочая тетрадь”, упр. 1, с. 10). Сопоставление мыслей, заключённых в высказывании К. Паустовского и строках стихотворения А. Шибаева.

10. Определение значений слов, выделение тематических групп слов, которые можно объединить темой “Весна” (“Зима”, “Лето”).

• Чтение слов (учебник, упр. 3). Соотнесение слова и образа, вызванного словом.

• Ответы на вопросы учителя: “Что или кого называет каждое из слов? К каким словам можно задать вопрос кто?, а к каким — что?”

• Отбор слов, которые можно объединить темой “Весна” (“Зима”, “Лето”).

• Устное составление предложений с любым словом.

• Задание на выбор: списать два “весенних” слова или записать предложение с любым из “весенних” слов.

11. Рассматривание рисунков (“Рабочая тетрадь”, упр. 2, с. 11), подбор к ним названий, дописывание букв в словах и проверка написания слов. Подбор слов, из которых можно составить рассказ о весне (учебник, упр. 3, с. 19). Объяснение подобранных к словам названий: подснежник, ледоход.

12. Сопоставление реально существующего предмета (признака или действия) и слова — названия этого предмета (признака или действия). Рассматривание рисунка (учебник, упр. 4, с. 20). Выполнение заданий: необходимо обратить внимание на то, что предмет (его признак или действие) и слово, называющее этот предмет (его признак или действие), не одно и то же.

Например, учитель может вести беседу так: “Что за предмет вы видите? (Сосуд, в котором живут рыбки.) А что можно сделать с этим стеклянным сосудом? (Передвинуть с места на место, налить в него воды, нечаянно разбить...) А как называют этот предмет? (Аквариум.) Проговорите это трудное слово по слогам. Что можно сделать со словом аквариум? (Произнести; написать; определить, на какой вопрос отвечает это слово; составить с этим словом предложение.) Слово аквариум и предмет, который называется этим словом, — это одно и то же или нет? Почему?” И т. д.

13. Составление текста (устно) по рисунку и опорным словам (учебник, упр. 5, с. 20). Примерный текст: “В аквариуме плавают маленькие рыбки. За ними наблюдает любопытный кот. Хитрый плутишка хочет поймать красивую рыбку. Ну и котик-коток!”

14. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Когда слово является словом? Для чего нужны слова в речи? Что могут называть слова? Предмет и слово — название предмета — это одно и то же?”

Рекомендации для занятий в семье

Выполнение письменных заданий в “Рабочей тетради” (упр. 1, с. 10).






Для любых предложений по сайту: [email protected]