Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова - Слова, слова, слова... - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова - Слова, слова, слова... - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Целевые установки урока: классифицировать и объединять слова-названия предметов в группы по их лексическому значению (люди, животные, растения и др.), формировать умение ставить к словам, называющим людей и животных, вопрос кто?, а к другим словам-названиям предметов вопрос что? и различать эти слова по данным вопросам; различать вежливые слова и использовать их в речи, составлять диалог-просьбу с употреблением в нём вежливых слов, осуществлять сотрудничество друг с другом при составлении диалога-просьбы, ввести в активный запас учащихся вежливые слова.

Ход урока

1. Воспроизведение знаний о роли слов в речи, о словах, называющих предметы (признаки, действия), и вопросах, на которые они отвечают.

2. Упражнения по классификации и объединению слов-названий предметов по лексическому значению в тематические группы.

• Выполнение заданий в “Рабочей тетради” (упр. 4, с. 13). Проведение игры “Кто больше?”: подбор слов на любую из данных тем “Школьные принадлежности”, “Мебель”, “Посуда”.

• Нахождение лишнего слова и обоснование правильности своего ответа (учебник, упр. 11, с. 24): в первой группе слов лишнее слово — тетрадь (отвечает на вопрос что?), во второй группе слов лишнее слово — море (отвечает на вопрос что?). Выполнение письменного задания и ответ на вопрос: “К каким словам нужно поставить вопросы кто? и что?” Чтение сведений о языке (учебник, с. 24).

• Распределение слов по тематическим группам (учебник, упр. 12, с. 24): чтение слов, выяснение значений слов, постановка к каждому из слов вопроса кто? или что? Обоснование: почему к одним словам ставится вопрос кто?, а к другим — что? Запись слов любой тематической группы.

3. Постановка новой познавательной задачи: “Какие слова мы называем вежливыми?” Обсуждение предположений учащихся.

4. Выразительное чтение стихотворения А. Цветова и выполнение заданий учебника (упр. 13, с. 25) и “Рабочей тетради” (упр. 6, с. 14). Выделение из стихотворения слов-приветствий, слов-прощаний. Подбор к этим словам других слов и выражений, которые используются в речи при приветствии и прощании:

Здравствуйте. Доброе утро (день, вечер).

До свидания. До встречи. Прощайте. До завтра и др.

5. Чтение слов-благодарений и слов, которыми начинается просьба о чём-либо (учебник, упр. 14, с. 25). Подбор слов, близких по значению (спасибо, большое спасибо, благодарю вас).

6. Работа в группах: подготовка к составлению и разыгрыванию сценки (как обратиться к товарищу с какой- либо просьбой). Заслушивание составленных диалогов.

7. Чтение сведений о языке (учебник, “Обрати внимание!”, с. 25). Выяснение степени понимания смысла научного текста. Ответы на вопросы: “Какие слова делают нашу речь вежливой? Как часто мы используем в речи вежливые слова?”

8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Что нового о словах вы узнали на уроке? Какие вежливые слова вы используете в речи? При каких обстоятельствах?”

Рекомендации для занятий в семье

Выполнение заданий в “Рабочей тетради” (упр. 5, с. 14).






Для любых предложений по сайту: [email protected]